В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст.293; 2014, № 39, ст.5266; 2016, № 21, ст.3002; 2018, № 8, ст.1210),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38994).
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 августа 2018 года,
регистрационный № 52016
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 5 мая 2018 года № 298н
Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" | |
| 513 |
| Регистрационный номер |
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция "Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам"
3.2. Обобщенная трудовая функция "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ"
3.3. Обобщенная трудовая функция "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ"
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
| | |
Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых | | 01.003 |
(наименование вида профессиональной деятельности) | | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
|
Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ |
Группа занятий:
| | | |
2351 | Специалисты по методике обучения | 2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения |
(код ОКЗ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
| |
85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых |
(код ОКВЭД) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) | | | | | |
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
код | наименование | уровень квали- фикации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | 6 | Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | А/01.6 | 6.1 |
| | | Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | А/02.6 | 6.1 |
| | | Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания | А/03.6 | 6.1 |
| | | Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы | А/04.6 | 6.1 |
| | | Разработка программно- методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы | А/05.6 | 6.2 |
В | Организационно- методическое обеспечение реализации дополнительных | 6 | Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | В/01.6 | 6.3 |
| общеобразовательных программ | | Организационно- педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | В/02.6 | 6.3 |
| | | Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ | В/03.6 | 6.3 |
С | Организационно- педагогическое обеспечение | 6 | Организация и проведение массовых досуговых мероприятий | С/01.6 | 6.2 |
| реализации дополнительных общеобразовательных программ | | Организационно- педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых | С/02.6 | 6.3 |
| | | Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности | С/03.6 | 6.3 |
К дополнительным общеобразовательным программам относятся программы различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
III. Характеристика обобщенных трудовых функций 3.1. Обобщенная трудовая функция | | | | | |
Наименование | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | Код | А | Уровень квалификации | 6 |
| | | | | |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Возможные наименования должностей, профессий | Педагог дополнительного образования
Старший педагог дополнительного образования
Тренер-преподаватель
Старший тренер-преподаватель
Преподаватель |
| |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" |
Требования к опыту практической работы | Для старшего педагога дополнительного образования - не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника
Для старшего тренера-преподавателя - не менее двух лет в должности тренера-преподавателя или педагога дополнительного образования соответствующей направленности |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики | При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности |
| При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам |
Старший педагог дополнительного образования с целью обеспечения координации деятельности педагогов дополнительного образования и оказания им методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и С "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.
Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.
Старший тренер-преподаватель с целью обеспечения координации деятельности тренеров-преподавателей и оказания методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и С "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.
Наименование должности используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).
Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст.308, 2010, № 52, ст.7002, 2013, № 27, ст.3477, 2014, № 52, ст.7554, 2015, № 1, ст.42).
Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст.7598); статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст.3; 2004, № 35, ст.3607; 2006, № 27, ст.2878; 2008, № 30, ст.3616; 2011, № 49, ст.7031; 2013, № 48, ст.6165, № 52, ст.6986).
Дополнительные характеристики
| | |
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения |
ЕКС | - | Педагог дополнительного образования (включая старшего) |
| - | Тренер-преподаватель (включая старшего) |
| - | Преподаватель |
ОКПДТР | 25478 | Педагог дополнительного образования |
| 27168 | Тренер-преподаватель по спорту |
ОКСО | 6.44.02.03 | Педагогика дополнительного образования |
| - | Направления подготовки и специальности, соответствующие направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) |
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
| | | | | |
Наименование | Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | Код | А/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые | Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе |
действия | Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии) |
| Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях |
| Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) |
| Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях |
| Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы |
Необходимые умения | Осуществлять деятельность, соответствующую дополнительной общеобразовательной программе |
| Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять их при проведении мероприятий по привлечению обучающихся |
| Понимать мотивы поведения обучающихся, их образовательные потребности и запросы (детей и их родителей (законных представителей) |
| Набирать и комплектовать группы обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) |
| Диагностировать предрасположенность (задатки) обучающихся к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей дополнительной предпрофессиональной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам) |
| Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) |
| Проводить отбор обучающихся в объединения спортивной направленности (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) |
| Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) |
| Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
задач и особенностей образовательной программы;
возрастных особенностей обучающихся;
современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности |
| Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности образовательной программы) |
| Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации образовательной программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования |
| Создавать условия для развития обучающихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной образовательной программы), привлекать к целеполаганию |
| Устанавливать педагогически обоснованные формы и методы взаимоотношений с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, применять различные средства педагогической поддержки обучающихся |
| Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом:
избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы;
состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) |
| Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно) |
| Готовить обучающихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой образовательной программы) |
| Создавать педагогические условия для формирования и развития самостоятельного контроля и оценки обучающимися процесса и результатов освоения образовательной программы |
| Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения обучающихся на занятиях |
| Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски для жизни и здоровья обучающихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности) |
| Выполнять требования охраны труда |
| Анализировать ход и результаты проведенных занятий для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности |
| Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных обучающихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики |
Необходимые знания | Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях |
| Принципы и приемы представления дополнительной общеобразовательной программы |
| Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников |
| Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к освоению избранного вида деятельности (избранной образовательной программы) обучающихся различного возраста |
| Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии) |
| Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности |
| Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся |
| Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы |
| Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов |
| Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам |
| Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности |
| Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) |
| Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) |
| Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) |
| Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся) |
| Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) |
| Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся |
| Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
| Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых образовательных программ |
| Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения |
| Требования охраны труда в избранной области деятельности |
| Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) |
| Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся |
| Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка |
Другие характеристики | - |
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти: в области физической культуры и спорта - Минспортом России, в области искусств - Минкультуры России.
| | | | | |
Наименование | Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | Код | А/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые | Планирование подготовки досуговых мероприятий |
действия | Организация подготовки досуговых мероприятий |
| Проведение досуговых мероприятий |
Необходимые умения | Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий |
| Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития обучающихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:
привлекать обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления обучающихся;
использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;
проводить мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;
устанавливать взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении;
использовать профориентационные возможности досуговой деятельности |
| Контролировать соблюдение обучающимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении досуговых мероприятий |
| Выполнять требования охраны труда |
| Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики |
| Осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий |
Необходимые знания | Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий |
| Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий |
| Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников |
| Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения |
| Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся) |
| Специфика работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) |
| Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) |
| Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся |
| Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка |
| Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами |
Другие характеристики | - |
| | | | | |
Наименование | Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания | Код | А/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые действия | Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся |
| Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся |
| Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий |
| Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей |
Необходимые умения | Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы |
| Устанавливать взаимоотношения с родителями (законными представителями) обучающихся, соблюдать нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей |
| Выявлять представления родителей (законных представителей) обучающихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы |
| Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) обучающихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей обучающихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) |
| Использовать различные формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка |
| Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся |
| Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями |
| Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей) |
| Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся |
| Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей) |
| Формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности |
Другие характеристики | Трудовая функция А/03.6 "Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания детей" необходима в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ |
| | | | | |
Наименование | Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы | Код | А/04.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые действия | Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) |
| Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) |
| Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки |
| Оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы |
Необходимые умения | Определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной направленности |
| Устанавливать взаимоотношения с обучающимися для обеспечения объективного оценивания результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ определенной направленности |
| Наблюдать за обучающимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии) |
| Соблюдать нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания |
| Анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач, особенностей образовательной программы и особенностей обучающихся |
| Использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы |
| Анализировать и корректировать собственную оценочную деятельность |
| Корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения образовательной программы |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) |
| Особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации |
| Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) |
| Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка, нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания |
| Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности) |
| Средства (способы) определения динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы |
| Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения обучающихся в избранной области деятельности |
Другие характеристики | - |
| | | | | |
Наименование | Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы | Код | А/05.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.2 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| | |
Трудовые действия | Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации | |
| Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования) | |
| Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий | |
| Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ | |
| Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля) | |
Необходимые умения | Находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы) | |
| Выявлять интересы обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности | |
| Планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом:
задач и особенностей образовательной программы;
образовательных запросов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы;
фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - в зависимости от контингента обучающихся);
особенностей группы обучающихся;
специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации);
санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья обучающихся | |
| Проектировать совместно с обучающимися (детьми и их родителями (законными представителями) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ | |
| Корректировать содержание образовательной программы, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации | |
| Вести учебную, плановую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях | |
| Разрабатывать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы |
| Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц |
| Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации |
Необходимые знания | Содержание и методика реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания |
| Способы выявления интересов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности |
| Основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью образовательной программы (занятия) |
| ФГТ (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) |
| Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста |
| Особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) |
| Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации) |
| Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения |
| Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка |
| Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) |
| Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся |
| Законодательство Российской Федерации об образовании и о персональных данных |
| Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
| Возможности использования ИКТ для ведения документации |
| Правила заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам |
Другие характеристики | - |
3.2. Обобщенная трудовая функция | | | | | |
Наименование | Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | Код | В | Уровень квалификации | 6 |
| | | | | |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Возможные наименования должностей, профессий | Методист
Старший методист |
| |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" |
Требования к опыту практической работы | Для старшего методиста - не менее двух лет в должности методиста или в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики | При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности |
| При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам |
Дополнительные характеристики
| | |
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2351 | Специалисты по методике обучения |
ЕКС | - | Методист (включая старшего) |
ОКПДТР | 24080 | Методист |
| 24086 | Методист внешкольного учреждения |
| 24089 | Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки |
ОКСО | 6.44.02.03 | Педагогика дополнительного образования |
| - | Любые направления подготовки и специальности |
| | | | | |
Наименование | Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | Код | В/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые действия | Организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых |
| Организация и (или) проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых |
| Формирование предложений по определению перечня, содержания дополнительных образовательных программ, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых |
Необходимые умения | Формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее - исследование), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения |
| Формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования |
| Обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования |
| Организовывать апробацию разработанного инструментария исследования |
| Распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования |
| Использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами |
| Производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению |
| Обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа |
| Разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность |
| Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных |
| Теория и практика маркетинговых исследований в образовании |
| Методические основы маркетинговых исследований в образовании |
| Тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых |
| Психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам |
| Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых |
Другие характеристики | - |
| | | | | |
Наименование | Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | Код | В/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые действия | Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов |
| Контроль и оценка качества программно-методической документации |
| Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации |
| Организация под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования |
Необходимые умения | Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования |
| Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке образовательных программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога дополнительного образования |
| Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие:
порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации дополнительных образовательных программ; |
| образовательным потребностям обучающихся, требованию предоставления образовательной программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания;
требованиям охраны труда |
| Анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность |
| Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции |
| Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогическими работниками |
| Оказывать профессиональную поддержку в оформлении и представлении педагогическими работниками своего опыта |
| Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
| Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты |
| Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных |
| Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам) |
| Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
| Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых |
| Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире |
| Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) |
| Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности |
| Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области |
| Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса |
| Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения |
| Стадии профессионального развития педагогических работников |
| Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога |
| Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) |
| Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся |
Другие характеристики | - |
| | | | | |
Наименование | Мониторинг и оценка качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ | Код | В/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые действия | Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогическими работниками |
| Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса |
| Организация дополнительного профессионального образования педагогических работников под руководством уполномоченного руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность |
Необходимые умения | Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ |
| Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогическими работниками |
| Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования в избранной области |
| Проводить обсуждение результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ с руководством организации, осуществляющей образовательную деятельность, и педагогическими работниками |
| Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогических работников, планировать их дополнительное профессиональное образование |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных |
| Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей осуществление дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам) |
| Локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
| Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых |
| Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире |
| Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области) |
| Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности |
| Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области |
| Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса |
| Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения |
| Стадии профессионального развития педагогических работников |
| Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога |
| Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) |
| Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся |
Другие характеристики | - |
3.3. Обобщенная трудовая функция | | | | | |
Наименование | Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | Код | С | Уровень квалификации | 6 |
| | | | | |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Возможные наименования должностей, профессий | Педагог-организатор |
| |
Требования к образованию и обучению | Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики | При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности |
| При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам |
Дополнительные характеристики
| | |
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2357 | Преподаватели по программам дополнительного обучения |
ЕКС | - | Педагог-организатор |
ОКПДТР | 25481 | Педагог-организатор |
ОКСО | 6.44.02.03 | Педагогика дополнительного образования |
| - | Любые направления подготовки и специальности |
| | | | | |
Наименование | Организация и проведение массовых досуговых мероприятий | Код | С/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.2 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые | Планирование массовых досуговых мероприятий |
действия | Разработка сценариев досуговых мероприятий, в том числе конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок |
| Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий |
| Планирование подготовки мероприятий |
| Организация подготовки мероприятий |
| Проведение массовых досуговых мероприятий |
| Анализ организации досуговой деятельности и отдельных мероприятий |
Необходимые умения | Планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей обучающихся, особенностей объединения/группы и отдельных обучающихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе:
привлекать педагогических работников и обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) к планированию и разработке содержания мероприятий;
поддерживать социально значимые инициативы обучающихся;
использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся (в том числе ИКТ, электронные, информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей обучающихся;
организовывать репетиции;
координировать деятельность педагогических работников, объединений обучающихся при подготовке мероприятий;
выполнять роль ведущего досуговых мероприятий;
привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
устанавливать взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении;
использовать профориентационные возможности досуговой деятельности |
| Контролировать обеспечение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски для жизни и здоровья обучающихся при проведении массовых досуговых мероприятий |
| Выполнять требования охраны труда |
| Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями (законными представителями) обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, соблюдать нормы педагогической этики |
| Осуществлять анализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий |
| Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные |
Необходимые знания | Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий |
| Способы выявления интересов обучающихся (детей и их родителей (законных представителей) в области досуговой деятельности |
| Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий |
| Психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы |
| Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников |
| Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения |
| Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся) |
| Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях) |
| Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся |
| Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка |
| Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о персональных данных) |
| Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
| Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования |
Другие характеристики | - |
| | | | | |
Наименование | Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых | Код | С/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые действия | Планирование, организация и проведение мероприятий для сохранения числа имеющихся обучающихся и привлечения новых обучающихся |
| Организация набора и комплектования групп обучающихся |
| Взаимодействие с органами власти, выполняющими функции учредителя, заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам развития дополнительного образования и проведения массовых досуговых мероприятий |
Необходимые умения | Планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента обучающихся различного возраста |
| Организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению образовательных программ |
| Проводить презентации организации, осуществляющей образовательную деятельность, и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связь с общественностью, родителями (законными представителями) и детьми и (или) взрослым населением, заинтересованными организациями |
| Организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп обучающихся с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся |
| Находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними |
| Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями обучающихся (для дополнительных общеобразовательных программ), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами |
| Создавать условия для поддержания интереса обучающихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность |
| Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации |
Необходимые знания | Перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ |
| Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций) на бумажных и электронных носителях |
| Основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам |
| Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников |
| Техники и приемы вовлечения в деятельность и поддержания интереса к ней |
| Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся |
| Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
| Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) |
| Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные |
Другие характеристики | - |
| | | | | |
Наименование | Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности | Код | С/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.3 |
| | | | | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | | |
| | | | Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| |
Трудовые действия | Анализ внутренних и внешних (средовых) условий развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность |
| Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и представление их руководству организации |
| Координация и контроль работы педагогических работников и объединений обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность |
| Планирование и организация совместно с методистом методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность |
| Анализ процесса и результатов реализации дополнительных образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность |
Необходимые умения | Ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых |
| Изучать рынок дополнительных образовательных услуг |
| Определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия развития организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента обучающихся, методическое и кадровое обеспечение |
| Разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечню и содержанию образовательных программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения |
| Создавать условия для появления новых творческих объединений, отвечающих интересам детей и (или) взрослых, развития деятельности детских и молодежных общественных организаций |
| Контролировать и организовывать работу педагогических работников, детских и молодежных объединений: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами дополнительного образования, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий |
| Взаимодействовать с методистом по вопросам планирования и организации методической работы и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогических работников |
| Анализировать процесс и результаты деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализации дополнительных образовательных программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность |
| Методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых |
| Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых |
| Особенности построения компетентностно-ориентрованного образовательного процесса |
| Источники достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных образовательных программ |
| Внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность |
| Возрастные особенности обучающихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения |
| Стадии профессионального развития педагогических работников |
| Правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения; логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу |
| Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся |
Другие характеристики | - |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта 4.1. Ответственная организация-разработчик | |
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования" |
Ректор | Золотарева Ангелина Викторовна |
|
ФГАУ "Федеральный институт развития образования", город Москва |
Директор | Асмолов Александр Григорьевич |
4.2. Наименования организаций-разработчиков | |
1 | Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Архангельской области "Дворец детского и юношеского творчества" |
2 | Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский ресурсный центр "Юные якутяне" |
3 | Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" |
4 | Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования" |
5 | Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" |
6 | АНО "Национальное агентство развития квалификаций", город Москва |
7 | АНО "Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум", город Челябинск |
8 | ОГОУ ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", город Иркутск |
9 | ФГБОУ ДПО "Институт развития дополнительного профессионального образования", город Москва |