1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение об особенностях преподавания предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» (далее – Положение) устанавливает правила организации изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в МАОУ СОШ № 8 (далее – школа). 1.2. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) является обязательной, реализуется в соответствии с основными образовательными программами основного общего образования (далее – ООП ООО), разработанными в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287. 1.3. ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы и обеспечивает в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. 1.4. При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по заявлению учеников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учеников осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого школой. 1.5. Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обеспечивает: понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия; понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; поддержку интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации; знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации; формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации; осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия; формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации. 1.6. Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» конкретизируются школой с учетом выбранного по заявлению учеников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников из перечня, который предлагает школа, учебного курса (учебного модуля) по указанной предметной области, предусматривающего региональные, национальные и этнокультурные особенности региона. 2. ОРГАНИЗАИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОДНКНР 2.1. ОДНКНР реализуется через: учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включающий учебные модули, предусматривающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона; включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность. 2.2. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включающий учебные модули, предусматривающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона, включается в обязательную часть учебного плана и является обязательным для изучения на уровне ООО. 2.3. С целью организации изучения ОДНКНР и определения набора курсов/модулей, входящих в ее состав, школа проводит опрос родителей (законных представителей) по вопросу выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), используя регламент, направленный письмом Минобрнауки от 31.03.2015 № 08-461. 2.4. Занятия по ОДНКНР ведут учителя школы, которые прошли специальную подготовку. 2.5. При изучении ОДНКНР используются учебники, входящие в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебные пособия, допущенные к использованию при реализации образовательных программ. 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) 3.1. Родители (законные представители) учеников осуществляют выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОДНКНР, включенных в основные общеобразовательные программы. Свой выбор родители (законные представители) фиксируют в заявлении. 3.2. Родители (законные представители) учеников вправе выбрать изучение модуля/курса ОДНКНР в форме семейного образования. 3.3. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и образования ребенка. 3.4. Родители (законные представители) учеников не вправе отказаться от выбора модуля/курса ОДНКНР, который будет изучать их ребенок, так как ученик обязан освоить образовательную программу в полном объеме и не может отказаться от изучения обязательной предметной области ОДНКНР. 4. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ 4.1. Оценивание учебных достижений учеников по модулю/курсу ОДНКНР производится в соответствии с Концепцией преподавания предметной области «ОДНКНР» и положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учеников по основным общеобразовательным программам в МАОУ СОШ № 8. 4.2. Система оценки ОДНКНР основывается на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы учеников, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций учеников. 4.3. В рамках изучения ОДНКНР ученики выполняют проектные работы, если это предусмотрено ООП ООО. Оценивание проектных работ производится в соответствии с Положением. 4.4. Проектная работа является основной формой проверки достижения метапредметных и предметных образовательных результатов ученика. 4.5. Содержание проектной работы оценивается по следующим критериям: № п/п Критерии Оценка в баллах 1 Соответствие названия проекта содержанию 0–1 2 Раскрытие темы: постановка вопроса, ответ на вопрос, вывод 0–6 3 Оформление: иллюстрации, рисунки, фотографии 0–2 4 Текст грамотно написан, идеи ясно изложены и структурированы 0–3 5 Наличие ценностно-смысловых установок: знание норм (когнитивный компонент), наличие позитивного отношения к нормам (ценностный компонент), принятие норм (эмоциональный компонент), поведение в соответствии с нормами 0–4 Максимальный балл – 16. Перевод баллов в оценку: от 0 до 7 баллов – 2; от 8 до 11 баллов – 3; от 12 до 14 баллов – 4; от 14 до 16 баллов – 5. 4.6. В рамках изучения ОДНКНР ученики выполняют тестовые работы, если это предусмотрено ООП ООО. Оценивание таких тестовых работ производится в соответствии с Положением. 4.7. Тестовая работа может быть использована для тематического и итогового контроля. При выполнении 35 – 49 процентов объема тестовой работы уровень знаний учеников оценивается как «3», при выполнении 50–69 процентов объема тестовой работы – как «4», при выполнении 70 –100 процентов объема тестовой работы – как «5». 5. ОСОБЕННОСТИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОТМЕТКИ В АТТЕСТАТ 5.1. Отметка в аттестат по ОДНКНР выставляется выпускникам, освоившим ООП ООО и получившим на промежуточной аттестации по ОДНКНР, проводимой школой, отметку не ниже удовлетворительной. 5.2. Отметка выставляется в аттестат об основном общем образовании, если: ОДНКНР входил в обязательную часть учебного плана; ОДНКНР входил в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, и его объем за два учебных года составлял 64 часа или больше. 5.3. В случае если ОДНКНР входил в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, и его объем составлял менее 64 часов за два учебных года, ОДНКНР указывается в перечне дисциплин в разделе аттестата «Дополнительные сведения», а отметка не выставляется.