+2. РП КВД Финансовая грамотность

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_________ Яковлева СВ
29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МАОУ СОШ № 8
________(Солуянова МВ)
30.08.2023 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ СОШ № 8
_______ (В. В. Гайдамака)
Приказ № 209 от 30.08.2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для 3 – 4 класса

Составители: Орлова ТН, Чекалина ЕС.,
учителя начальных классов

2

Верхний Тагил, 2023 г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
(направления внеурочной деятельности: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное,
трудовое воспитание, ценности научного познания) на уровне начального общего образования
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МАОУ
СОШ № 8 (включая программу воспитания), иных локальных актов МАОУ СОШ № 8.
Обеспечена учебно-методическим комплектом:
1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2–3 классы. В 2 частях. 2018 г
2. Г. Гловели, Е. Гоппе. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. 2018 г
3. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 2–3 классы, 4 класс. 2018 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» направлена на
достижение планируемых результатов по формированию функциональной (финансовой)
грамотности обучающихся, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их
мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся
3-4 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа (17 ч в 3 классе и 17 ч в 4 классе).
В период чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных погодных условий, введения
карантинных мероприятий при заболевании гриппом, ОРВИ и другими инфекционными
заболеваниями, реализация рабочей программы может осуществляться с применением
дистанционных образовательных технологий, электронных и цифровых образовательных ресурсов,
образовательных платформ, инструментов дистанционного взаимодействия, социальных сетей,
ресурсов для дистанционной системы контроля и иных форм и видов обучения.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебноисследовательскойи проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература. При
организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей важно учитывать
изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия:
• возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного
фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время необходимость
обеспечения ин-формационной и психологической безопасности детей;
3

• недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов
учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно, осмысленно,
творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного;
• актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе совместной
игровой и учебной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном
познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении курса
«Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды,
стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение мнений и
предположений, учебный диалог.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности
осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной
целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество,
определяющее социальную роль ребёнка как ученика и его направленность на саморазвитие.
Учебные материалы соответствуют возрастным особенностям младших школьников и
включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.
В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие умения и
навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ
информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых группах.
Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности являются
межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег
существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие виды
семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько денег тратит
семья на питание», «Сколько денегтребуется семье на оплату коммунальных услуг».
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Гражданско-патриотическое воспитание:
• осознание себя как члена семьи и общества;
• осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
Духовно-нравственное воспитание:
• ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области
финансов, так и действий окружающих;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости,
между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игро вых и реальных финансовых
ситуациях.
• эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его
эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и
обеспечение их благополучия.
Ценности научного познания:
• овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;

4

• познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных
финансовых задач;
• понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной)
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
простой финансовой информации;
• использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
• построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным
финансовым понятиям;
• использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения
финансовых задач;
• владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в
малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации,
демонстрировать готовый продукт;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
•
определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
•
постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в
соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
•
проявление познавательной и творческой инициативы в при менении финансовых знаний
для решения элементарных вопросовв области экономики семьи;
•
выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка
результата;
•
оценка правильности
выполнения
финансовых
действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
•
корректирование учебных действий после их выполненияна основе оценки и учёта
выявленных ошибок;
•
корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей,
родителей;
5

•
использование цифровой формы записи хода и результатоврешения финансовой
задачи.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
•
преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении
учебного мини-исследования или проекта;
•
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом
учебном материале;
•
самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и
корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
•
умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и
письменной форме;
•
умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
•
умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь своё мнение;
•
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых
действий и решений;
•
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
•
умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное
финансовое поведение и поведение окружающих.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в
обсуждении финансовых целей и решений;
•
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
•
оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощьпартнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
•
правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка,
продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта,
доходы и расходысемьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
•
понимание причин обмена товарами и умение приводитьпримеры обмена;
•
понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
•
умение приводить примеры товарных денег;
•
умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
•
понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
•
умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и
пластиковая карта;
•
умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и
нерегулярных доходов семьи;
6

•
умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры
обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные
расходы;
•
умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных
примерах;
•
умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
•
понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
•
знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить
примеры пособий;
•
умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
•
распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, диаграмма);
•
объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при
проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
Содержание курса
3 класс
Часть 1 (занятия 1–8)
Содержание занятий 1–8 раскрывает тему «Что такое деньгии для чего они нужны».
Базовые понятия: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты),
виды денег, банк, банковская карта.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
•
понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;
•
осознавать ответственность за расходование денег.
Метапредметные результаты:
•
использовать различные способы поиска, сбора и представле- ния информации об
истории возникновения денег и их назначениив современной жизни людей;
•
использовать логические действия сравнения различных ви- дов денег;
•
работать в малой группе (распределять обязанности, пред- ставлять результаты работы
группы).
Предметные результаты
Базовый уровень Обучающийся научится:
•
объяснять с помощью примеров значения предметных поня- тий (обмен, товар, покупка,
продажа, деньги, сдача, бумажные и ме- таллические деньги, валюта, наличные деньги,
безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);
•
называть признаки денег;
•
описывать ситуации, в которых используются деньги;
•
приводить примеры обмена;
•
приводить примеры товарных денег;
•
называть отличия между монетами и бумажными деньгами;
•
объяснять, почему изготовление фальшивых денег являетсяпреступлением;
7

•
считать деньги;
•
правильно считать сдачу;
•
называть отличия между наличными и безналичными день-гами;
•
решать задачи с элементарными денежными расчётами;
•
составлять задачи с элементарными денежными расчётами.
Повышенный уровень. Обучающийся получит возможность научиться:
•
характеризовать товарные деньги;
•
объяснять, для чего нужны деньги.
Темы занятий
Занятие 1. Что такое деньги.
Занятие 2. Откуда взялись деньги.
Занятие 3. Рассмотрим деньги поближе.
Занятие 4. Защита денег от подделок.
Занятие 5. Какие деньги были раньше в России.
Занятие 6. Современные деньги России и других стран.
Занятие 7. Учимся обращаться с деньгами.
Занятие 8. Что мы узнали о деньгах?
Часть 2 (занятия 9–16)
Содержание занятий 9–16 раскрывает тему «Что такое семейный бюджет».
Базовые понятия: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия,
банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные
расходы, сбережения, виды сбережений.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
• понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;
• понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);
• понимать разницу между базовыми потребностями людейи их желаниями.
Метапредметные результаты:
• использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и
расходах семейного бюджета, правилах его составления;
• использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи,
основных направлений расходов семьи, сопо ставления величины доходов и расходов в бюджете
семьи;
• работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности,
составлять план действий, оформлятьи представлять результаты работы группы).
Предметные результаты:
Базовый уровень. Обучающийся научится:
•
объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и
нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит,
расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные
расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);
•
называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
•
приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
8

•
называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
•
приводить примеры обязательных и необходимых расходовсемьи;
•
приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
•
сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные,
лишние);
•
объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
•
считать доходы и расходы семьи;
•
называть способы сокращения расходов и экономии;
•
называть способы увеличения доходов семьи;
•
приводить примеры различных видов сбережений;
•
объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
•
составлять бюджет семьи на простых условных примерах.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность
приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.
Темы занятий
Занятие 9. Откуда в семье берутся деньги.
Занятие 10. На что тратятся деньги.
Занятие 11. Как с умом управлять своими деньгами.
Занятие 12. Как считать доходы и расходы семьи.
Занятие 13. Как делать сбережения.
Занятие 14. Учимся делать сбережения.
Занятие 15. Учимся считать доходы и расходы семьи. Занятие 16. Что мы узнали о доходах и
расходах семьи?
4 класс
МОДУЛЬ 1. КАК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель,а средство обмена.
Метапредметные результаты:
• компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
• компетенция определения своих финансовых целей;
• компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой
целью;
• компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения
финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Предметные результаты:
• умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты,
бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская
карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;
• умение объяснять причины обмена;
9

• умение различать виды денег;
• умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и
безналичные деньги;
• умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;
• умение считать наличные деньги (купюры и монеты);
• умение правильно считать сдачу;
• умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• умение приводить примеры валют;
• умение решать и составлять задачи с простыми денежными
расчётами.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению переводить
одну валюту в другую с помощью валютных курсов.
Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные
деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта.
Тематическое содержание занятий
Тема 1. Как появились деньги.
Тема 2. История российских денег.
Тема 3. Какими бывают деньги.
Тема 4. Банки, банкоматы и банковские карты.
Тема 5. Безналичные деньги и платежи.
Тема 6. Как я умею пользоваться деньгами.
Тема 7. Что такое валюта.
Тема 8. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги.
МОДУЛЬ 2. ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты:
•
понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
•
понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.
Метапредметные результаты:
•
компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового
контроля результата;
•
компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
•
компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных
ошибок.
Предметные результаты:
•
умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности,
благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;
•
умение объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи;
•
умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
•
умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.
10

Повышенный уровень (учащийся получит возможностьнаучиться):
•
умению сравнивать разные источники доходов семьи;
•
умению объяснять на примерах, от чего зависит величина до-ходов семьи;
•
умению объяснять способы увеличения доходов семьи.
Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата,
премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская
деятельность, бизнес.
Тематическое содержание занятий.
Тема 9. Откуда в семье берутся деньги.
Тема 10. Подсчитаем все доходы семьи.
МОДУЛЬ 3. ПОЧЕМУ СЕМЬЕ ИНОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ НА ЖИЗНЬ
И КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание разницы между базовымипотребностями людей и их
желаниями.
Метапредметные результаты:
•
компетенция составления текстов на финансовую тему в уст-ной и письменной формах;
•
компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);
•
компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
•
компетенция формулирования вопросов по теме.
Предметные результаты:
•
умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов,
необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг),
обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и
непредвиденные расходы;
•
умение приводить примеры основных направлений расходов семьи;
•
умение считать общую сумму расходов семьи на условных примерах.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):
•
умению сравнивать разные направления расходов семьи;
•
умению объяснять на примерах, от чего зависит величина
расходов семьи;
•
умению объяснять способы сокращения расходов семьи.
Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату
коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы, желательные расходы.
Тематическое содержание занятий
Тема 11. На что семья тратит деньги.
Тема 12. Подсчитаем все расходы семьи.
МОДУЛЬ 4. ДЕНЬГИ СЧЁТ ЛЮБЯТ,
11

или КАК УПРАВЛЯТЬСВОИМ КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание различий между расхода- ми на товары и услуги первой
необходимости и расходами на дополнительные нужды.
Метапредметные результаты:
•
компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и
поискового характера;
•
компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её
результата;
•
компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.
Предметные результаты:
•
умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного
бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;
•
умение составлять семейный бюджет на условных примерах;
•
умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;
•
умение решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению объяснять
возможные способы сокращениярасходов семьи и увеличения сбережений.
Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование
семейного бюджета, сбережения,дефицит, долги.
Тематическое содержание занятий
Тема 13. Как планировать семейный бюджет.
Тема 14. Правила составления семейного бюджета.
Тема 15. Учимся составлять семейный бюджет.
Тема 16. Итоговая проверочная работа.
Система оценивания образовательныхдостижений учащихся
Основным объектом оценки образовательных достижений учащихся в 3 и 4 классах являются
планируемые результаты освоения курса, которые в соответствии с ФГОС НОО включают
личностные, метапредметные и предметные результаты на базовом уровне.
Оценивание результатов освоения программы курса внеурочной деятельности предполагает
комплексную оценку образовательных достижений учащихся в области финансовой грамотности.
При этом учителю иметь в виду следующее:
•
на первый план выходят личностные достижения учащихся как позитивно-значимые
изменения качеств личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности
младших школьников;
•
способы оценивания должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных
к реальной жизни, в которых учащиеся могут продемонстрировать применение знаний и умений,
опыт грамотного финансового поведения;
•
система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых

12

результатов и инструментарию для оценкиих достижения.
За точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально
достигаемый большинством учащихся базовый уровень образовательных достижений. Оценка
индивидуальныхобразовательных достижений ведётся методом сложения, при котором фиксируется
достижение базового уровня и его превышение.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты учащихся с
оценками типа:
•
«зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, о
правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на
опорном учебном материале;
•
«хорошо» и «отлично», которые говорят об усвоении базовой системы понятий и знаний
на уровне осознанного произвольного владения учебными действиями, а также о кругозоре, широте
(или избирательности) интересов учащегося.
Личностные результаты учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС
НОО не подлежат итоговой оценке. Оценка достижения этих результатов осуществляется в ходе
неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Особенности системы дополнительного образования обусловливают приоритетное
использование при оценивании результатов освоения учащимся программы «Финансовая
грамотность» его самооценки и портфолио.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся про водится после самооценки ими
своих достижений. В этом случае она становится инструментом определения направлений
корректировкии развития компетенций, в том числе самооценки учащегося.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью учителя)
меры достижения планируемых результатов и корректировку своей учебной деятельности.
Организация самооценки включает следующие этапы1.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются или согласовываются критерии оценки
учебного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по
выполнениюзадания.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты
деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учаще- гося по тем же критериям,
обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок, выявляются действия, требующие корректировки.
В процессе оценивания используются разнообразные методы и формы, взаимно
дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты,
практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего
образования связано прежде всего с умением учиться и может проводиться в ходе наблюдения в
процессе занятий, в промежуточных и итоговых проверочных работах по курсу «Финансовая
грамотность», в комплексных работах меж- предметного характера.
В ходе текущей, тематической или промежуточной оценки может быть оценено достижение
1

Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной школена основе требований
ФГОС НОО. Минск: Вектор, 2017. С.19.

13

таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно
проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе
текущей оценки уместно отслеживать уровень сформированности такого умения, как
взаимодействие с партнёром (ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника,
стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении изучаемого
объекта, действия, события и др.).
Система предметных знаний, умений и компетенций – важнейшая составляющая предметных
результатов курса «Финансовая грамотность». Предметом оценивания являются базовые знания и
умение применять их для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также
использование при этом универсальных учебных действий: применение знаково-символических
средств; моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа,
синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск
информации, её преобразование, представление и интерпретация.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных
достижений служит портфолио – портфель достижений учащегося, который обеспечивает
демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте, в
том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как
самоконтроль, самооценка, рефлексия.
Портфолио учащегося – это не только современная эффективная форма оценивания, но и
действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
•
поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
•
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
•
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности;
•
формировать умение учиться: ставить цели, планироватьи организовывать
собственную учебную деятельность.
В общем портфолио учащегося целесообразно выделить специальный раздел, посвященный
динамике освоения курса «Финансовая грамотность». Для оценки достижения планируемых
результатовкурса в этот раздел можно включать:
•
выполненные учащимися учебные проекты;
•
материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных
работ по курсу;
•
результаты учебных мини-исследований;
•
материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями
(оценочные листы, листы наблюдений родителей, листы самооценки);
•
результаты участия в неделе финансовой грамотности, в олимпиадах и конкурсах.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющихи портфолио в целом ведутся с
позиций достижения планируемых результатов всего курса финансовой грамотности.
Оценка как отдельных работ учащегося, так и его портфолио в целом ведётся на
критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными
документами, в которых описаны: состав портфеля достижений; критерии, на основе которых
оцениваются отдельные работы; вклад каждой работы в накопленную оценку учащегося. Критерии
оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать
рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям
образовательной программы и контингента детей.
14

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются
выводы:
• о сформированности у учащихся универсальных и предметных способов действий, а
также базовой системы понятий и знанийфинансовой грамотности;
• о сформированности основ умения учиться при решении учебно-познавательных и
учебно-практических задач финансовой грамотности;
• об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
Формы и критерии оценивания образовательных достижений учащихся
Оценивание достижений школьников при изучении курса «Финансовая грамотность» в 3 и 4
классах предполагает текущее и итоговое оценивание.
Текущее оценивание предназначено для организации контроля формирования планируемых
результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает уча
щимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на
этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом
текущей оценки являются результаты выполнения учащимися различныхвидов заданий (в том числе
помещённых в рабочую тетрадь), их участия в общем обсуждении, устных выступлениях, играх.
Промежуточное оценивание предназначено для комплекснойоценки достижения планируемых
результатов по крупным темам. Средством промежуточного оценивания являются отчёты о проведённых мини-исследованиях, доклады, учебные проекты и сама их защита (презентация, умение
отвечать на вопросы по теме).
Итоговое оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых
результатов по изучению каждой из двух частей курса. Средствами итогового оценивания
являются отчёты о проведённых мини-исследованиях, учебные проекты и их защита (презентация,
умение отвечать на вопросы). На занятиях по обобщению результатов изучения каждой из двух
частей курса учащиеся выполняют контрольную работу.
Типы заданий для оценивания образовательныхдостижений
Текущее оценивание:
•
устный опрос;
•
письменная самостоятельная работа;
•
тестовое задание;
•
решение задачи;
•
решение кроссворда и анаграммы;
•
викторина;
•
ролевая игра;
•
учебное мини-исследование;
•
графическая работа: заполнение таблиц и создание простыхсхем;
•
творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллект-карта.
Итоговое оценивание:
•
тест;
•
решение задач;
•
графическая работа (заполнение схем);
•
учебный проект;
•
проверочная работа.
15

В соответствии с результатами оценивания по изучению каждой из двух частей курса
«Финансовая грамотность» в 3 и 4 классахможет быть сделан один из трёх выводов:
•
учащийся овладел базовой системой знаний и учебными действиями и способен
использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно-практических финансовых
задач;
•
учащийся овладел базовой системой знаний на уровне осознанного произвольного
выполнения учебных действий (по накопительной системе оценки зафиксировано достижение
планируемых результатов по всем основным темам учебной программы, из них не менее 50%
составляют оценки «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения контрольной работы
свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня);
•
результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» проводится на
безотметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем и
учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или
иным критериям.
В соответствии с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной
программе, оценка образовательных достижений осуществляется на двух уровнях – базовом и
повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность», если
он овладел знаниями на базовом уровне. В журнал вносится одна формулировка: освоил//не освоил.
Критерии оценивания
1.
Понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное
использование предметных понятий.
2.
Обработка, анализ и представление финансовой информации в виде простых таблиц,
схем и диаграмм.
3.
Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинноследственных связей.
4.
Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников
информации по финансовой теме (с помощью учителя).
5.
Определение положительных и негативных последствий финансовых решений и
действий.
6.
Представление результатов: соответствие темы и содержания, логичное и понятное
изложение, использование иллюстраций, видеоряда.
7.
Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество
оформления результатов выполненной работы.
Связь форм и критериев оценивания представлена в следующей таблице. Номера критериев
соответствуют номерам в таблице.

Вид работы

Критерий 1
(5 баллов)

Критерий 2
(5 баллов)

Критерий 3
(5 баллов)

Критерий 4
(5 баллов)

Критерий 5
(5 баллов)

Критерий 6
(5 баллов)

Критерий 7
(5 баллов)

Максимальное
количество
баллов

Тест, кроссворд,анаграмма

5

Задача

10
16

Графическая работа

15

Кейс

25

Доклад, сообщение

25

Ролевая игра

20

Постер

20

Компьютерная
презентация

20

Мини- исследование

35

Интеллект-карта

35

Проект

35

Формы занятий и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
При организации освоения курса «Финансовая грамотность» в начальной школе
целесообразно использовать следующие формы и методы занятий.
Работа над проектной задачей
В 3 - 4 классах основные педагогические цели использования проектных задач состоят в
обеспечении возможности поиска такого способа, с помощью которого можно решить конкретную
практическую задачу и организовать освоение компетенций учебного сотрудничества. Решение
проектных задач является для педагога и предметом оценки формируемых компетенций
школьников через включенное наблюдение. Педагог использует карту наблюдения, которая
позволяет фиксировать происходящее и проводить анализ. Результаты наблюдения нужно
обязательно обсуждать вместе с учащимися, отмечая как положительные, конструктивные, так и
неконструктивные примеры работы в группах над проектной задачей2.
Этапы работы над проектной задачей
1. Анализ проблемной ситуации (в чём состоит проблема, про тиворечие, какую задачу
нужно решить).
2. Постановка цели (чего нужно достичь).
3. Составление плана решения проектной задачи (что и в какой последовательности нужно
сделать).
4. Выявление возможных вариантов решений проектной задачи.
5. Представление, оценка результатов и процесса решения про ектной задачи (достигнута ли
цель, решена ли проблема, можно ли улучшить решение и как это сделать).
Мини-исследование
Организация мини-исследования предполагает следующиедействия.
1. Мотивирование школьников через создание проблемной ситуации, интересной для них.
2

Калашникова Н.Г. Типы заданий для реализации системно-деятельностного подхода на уроке: методические
рекомендации. М.: Проект 21 века, 2017. С. 20–21.

17

В рамках ситуации дети выделяют проблему, требующую решения; выдвигают различные
предположения относительно ее решения, на основе которых формулируют основную гипотезу.
2. Исследование проводится как поиск и обоснование решения проблемы или
опровержения гипотезы каждым участником исследовательской группы.
3. Представление индивидуальных результатов исследования.
4. Структурирование полученной информации.
5. Подготовка выводов (что удалось открыть, какие идеи появились, какой вывод сделали,
решена ли проблема).
6. Рефлексия (что стало личным достижением).
7. Применение результатов мини-исследования (каковы области использования
полученного знания, способа действия).
Практическое занятие
Эта форма организации занятия предполагает выполнение учащимися заданий
тренировочного характера, в том числе решение практических финансовых задач самостоятельно
или в группе. Помимо того, целями практического занятия являются овладение приёмами работы с
предметными понятиями, формирование умения устанавливать между ними связи.
Решение практических задач – одно из важнейших умений, которое учащиеся младших
классов осваивают в ходе изучения курса «Финансовая грамотность».
Практические задачи формулируются в виде приближенного к реальности описания
жизненной ситуации с указанием конкретныхобстоятельств, в которых учащимся необходимо найти
решение, используя полученные знания и умения.
Объектом оценки практической задачи будет письменная работа с представленным
алгоритмом решения. Учитель заранее знакомит учащихся с критериями оценки решения
практических задач и описанием, как следует оформлять его письменно. Критерии оценки решения
следующие:
•
формулирование условий, в которых решается задача;
•
определение вариантов решения практической задачи;
•
анализ вариантов решения задачи;
•
обоснование итогового выбора.
В ходе практического занятия могут быть организованы следующие ситуации:
•
индивидуальное решение учениками конкретных финансовыхзадач;
•
коллективное обсуждение алгоритма решения этих задач, выявление типичных ошибок,
нахождение правильного способа решения;
•
взаимопроверка правильности полученных результатов.
Игра
Игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая
позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения
реального опыта деятельности в области семейных финансов.
Цели игровых занятий заключаются в развитии практических уме ний вести учёт личных
финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определять пути
достижения финансовыхцелей, договариваться о выборе того или иного финансового решения.
Игровые формы занятий обеспечивают:
•
рост уровня мотивации учебно-познавательной деятельности;
•
воссоздание отношений в ситуациях, моделирующих реальные условия жизни,
18

взаимодействия в области семейных и личных финансов;
•
приближенность учебного материала к конкретным жизненным ситуациям;
•
расширение и углубление процесса творческого самоопределения учащихся.
Игровые формы занятий требуют соответствующих средств (правила, карточки, описание
ситуаций). Каждое игровое занятие проходит по определённым правилам, заранее сообщённым
участникам. Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие.
В рамках игры дети:
•
выполняют игровые действия, с помощью которых реализуютсвои роли;
•
замещают реальные вещи игровыми, условными;
•
вступают в реальные отношения с другими игроками;
•
конкретизируют сюжет игры и действуют в соответствии с ним так, как они поступали
бы в действительности, воспроизводя семейные отношения в сфере финансов.
Использование игры на занятии по финансовой грамотности предполагает:
•
разработку сценария и инструкций для каждой роли, подготовку необходимых средств,
определение правил и регламента игры;
•
распределение ролей, формирование групп («семей»);
•
выполнение школьниками игровых заданий и представлениерезультатов своего участия
в игре;
•
анализ соответствия выполненных игровых действий условиям игры (проводится заранее
назначенными экспертами);
•
подведение итогов: достигнуты ли игровая и учебная цели;
•
оценку и самооценку, выводы и обобщения.
Учебная экскурсия
Учебная экскурсия – это проведение занятия в финансовой организации (банке, пенсионном
фонде, страховой компании и др.) для ознакомления с её работой. Для примера возьмём
организацию занятия-экскурсии в банк.
Цель занятия: сформировать представления о банке (принимает деньги на хранение,
предоставляет деньги в долг, оказывает различные финансовые услуги).
Ход экскурсии
1. Обсуждение с детьми цели экскурсии: узнать, чем банк полезен человеку, какие услуги
оказывает.
2. Учитель или сотрудник банка проводит краткую беседу с учениками в здании банка,
обсуждая следующие вопросы: «Для чего нужны банки?», «Какие финансовые услуги
предоставляют банки?»,
«Почему деньги лучше хранить в банке?», «Какие банки есть в нашем населённом пункте?»,
«Что такое банкомат и как им пользоваться?»,
«Что входит в обязанности работника банка?», «По каким вопросам и у кого можно получить
консультацию в банке?».
3. Подведение итога экскурсии. Учитель просит детей ответить на вопросы: «Что было
самым интересным и полезным во время экскурсии?», «Что вы узнали о банках?», «Что вы
расскажете дома об экскурсии в банк?»
Перед учебной экскурсией учитель договаривается о её проведении с руководством отделения
банка. Если организовать экскурсию не удаётся, можно пригласить работника банка в школу и
организовать беседу на основе того же перечня вопросов.
19

Материалы и оборудование, необходимыедля проведения занятий
Для работы на занятиях учащимся необходимы:
•
простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши или фломастеры,
ножницы школьные со скруглёнными концами,линейка обычная, циркуль, ластик;
•
материалы, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная,
цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, цветной);
•
компьютерное оборудование, подключение к Интернету;
•
проектор;
•
флипчарт;
•
карточки для игр (с описанием игровых ситуаций).
По возможности, использовать рабочую тетрадь с практическими заданиями. В рабочей
тетради дети фиксируют решение проектных задач, выполняют тестовые задания, решают
практические задачи и придумывают тексты новых задач, записывают результаты проведения миниисследований, обобщают и систематизируют пройденный мате- риал.

Тематическое планирование.
3 класс
№
занятия

Тема занятия

Тип занятия
ЧАСТЬ 1

Количеств
о часов
8
1
1
1

1
2
3

Что такое деньги
Откуда взялись деньги
Рассмотрим деньги поближе

Постановка проектной задачи
Решение проектной задачи
Мини-исследование

4
5

Защита денег от подделок
Какие деньги были раньше в России

Решение проектной задачи
Решение проектной задачи

1
1

Современные деньги России и других

Решение проектной задачи

1

7

Учимся обращаться с деньгами

Занятие-игра

1

8

Что мы узнали о деньгах?

9

ЧАСТЬ 2
Откуда в семье берутсяденьги

Постановка проектной задачи

8
1

10

На что тратятся деньги

Решение проектной задачи

1

6
стран

Решение проектной задачи /
Итоговое оценивание

1

20

11

Как с умом управлятьсвоими деньгами

Решение проектной задачи

1

12

Как считать доходы и рас-ходы семьи

Решение проектной задачи

1

13

Как делать сбережения

Решение проектной задачи,
практическое занятие
Занятие-игра
Занятие-игра, практическое
занятие
Решение проектной задачи /
Итоговое оценивание

1

14
15
16

Учимся делать сбережения
Учимся считать доходыи расходы
семьи
Что мы узнали о доходахи расходах
семьи?

1
1
1
Итого

16

4 класс
№

Тема

Виды занятий

Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают

Количе
ство
часов
8

1

Как появились деньги

Постановка проектной задачи

1

2

История российских денег

Решение проектнойзадачи

1

3

Какие бывают деньги

Решение проектнойзадачи

1

4

Банки, банкоматы и банковские карты

Занятие-экскурсия

1

5

Безналичные деньги и платежи

Решение проектнойзадачи

1

6

Как я умею пользоватьсяденьгами

Занятие-игра

1

7

Что такое валюта

Решение проектнойзадачи

1

8

Проверим, что мы узнали о том, как
Занятие промежуточного оценивания
изменялись деньги
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье

1

Откуда в семье берутся деньги

1

9

Решение проектнойзадачи

2

21

10 Подсчитаем все доходы семьи

Практическоезанятие

1

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денегна жизнь и как этого избежать
11 На что семья тратит деньги
12

Подсчитаем все расходы семьи

2

Решение проектнойзадачи

1

Практическоезанятие

1

Модуль 4. Деньги счёт любят, или Как управлятьсвоим кошельком, чтобы он не
пустовал
13 Как планировать семейныйбюджет
Решение проектнойзадачи

4
1

14

Правила составления семейно-го бюджета

Решение проектнойзадачи

1

15

Учимся составлять семейныйбюджет

Занятие-игра

1

16

Итоговая проверочная работа

Занятие итоговогооценивания

1
Всего:

16

Интернет-источники
1.
http://basic.economicus.ru – сайт «Основы экономики».
2.
http://moneykids.ru – портал для родителей «Дети и деньги».
3.
http://rasxodam.net – сайт об экономии денег в повседневной жизни
«Расходам.нет».
4.
http://urok.1sept.ru – сайт «Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок».
5.
http://www.7budget.ru – сайт интернет-журнала «Семейныйбюджет».
6.
http://www.azbukafinansov.ru – портал «Азбука финансов».
7.
http://www.mind-map.ru – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного
мышления».
8.
http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов».
9.
http://zanimatika.narod.ru – сайт «Методическая копилка учи- теля,
воспитателя, родителя».
10.
http://znanium.com – электронно-библиотечная система Znanium.com.
11.
https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе» с вкладкой
«Школьный экономический журнал» и финансовым приложением.
12.
https://finagram.com – портал финансовой грамотности
«Финаграм».
13.
https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического цен- тра по
финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.

14.
15.
«Банки.ру».
16.
статистики.
17.

https://vashifinancy.ru – Проект Минфина России «ВашиФинансы.рф».
https://www.banki.ru – финансовый информационный пор- тал
https://www.gks.ru

–

сайт Федеральной

службы

государственной

https://хочумогузнаю.рф – сайт о правах потребителей финансовых услуг
22

«ХочуМогуЗнаю».

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».