РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _________ Ившина КС 28.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МАОУ СОШ № 8 ________(Солуянова МВ) 28.08.2024 г УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 8 _______ (В. В. Гайдамака) Приказ № 231 от 29.08.2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ» для 1 – 4 класса Составители: Орлова ТН, Чеклина ЕС, Киселева СГ, Яколвева СВ, Щур Т. П., Шимановский И. А., Шадрина СН, Гуль ЕВ, учителя начальных классов Верхний Тагил, 2024 г 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с информацией» (направление внеурочной деятельности ценности научного познания) на уровне начального общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 8 (включая программу воспитания), иных локальных актов МАОУ СОШ № 8. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение» предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ. Программа направлена на формирование предметных, метапредметных планируемых результатов и ИКТ-компетентности обучающихся, а также функциональной (прежде всего, читательской) грамотности. Программа по формированию навыков смыслового чтения и умению работать с информацией при освоении начального общего образования в МАОУ СОШ № 8 ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей и в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Основной целью курса «Смысловое чтение. Работа с информацией» является: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления, формирование начальных навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Грамотность чтения - это способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. (Определение Pisa) Слово "грамотность" подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Программа курса способствует решению следующих задач: 1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать. 2. Обеспечивать общее развитие школьника, понимание научных и художественных текстов. 3. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). 4. Формировать умения по поиску информации, по выделению нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизации, сопоставлению, анализу и обобщению имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. 5. Обеспечить первоначальные представления о компьютерной грамотности, о правилах создания информационной среды и умения применять её для выполнения учебно-познавательных и проектных задач. В период чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных погодных условий, введения карантинных мероприятий при заболевании гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, реализация рабочей программы может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий, электронных и цифровых образовательных ресурсов, образовательных платформ, инструментов дистанционного взаимодействия, социальных сетей, ресурсов для дистанционной системы контроля и иных форм и видов обучения. 2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности. По классификации PISA все тексты делятся на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные ( с визуальными изображениями) Сплошные тексты: описание (художественное и техническое) повествование (рассказ, отчёт, репортаж) объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) аргументация (комментарий, научное обоснование) инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы). Несплошные тексты: графики диаграммы таблицы карты формы (налоговые, визовые, анкеты и др.) информационные листы и объявления. Процесс чтения включает три взаимосвязанных составляющих: понимание рефлексию использование Психологи выделяют несколько уровней понимания текста. Первый уровень, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Второйуровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные: с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи (главной мысли) текста; извлечением необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров; Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления. Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностносмысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Виды чтения: 1. Просмотровое, 2. Ознакомительное - поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации), 3. Смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностносмысловых аспектов. Виды переработки текста. 1. Составление плана (простого и/или сложного)- простой план предполагает деление текста на три части: вступление, основную часть, заключение. Сложный план делит каждую из трёх частей на подпункты. 2. Составление отзыва - изложение впечатления от знакомства с текстом (с возможным указанием его особенностей). Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся следующие задания: ● Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора, ● Можете ли вы привести примеры по теме высказывания, ● Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. ● Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста, ● Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык, ● Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунка, ● Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил), ● Заполните таблицу: Ключевые слова Смысловые предложения Основной смысл текста Методические приемы реализации смыслового чтения. Сканирование. Это еще одна разновидность выборочного чтения. Сканирование – это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов и т. п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном направлении по центру страницы, и зрение работает избирательно: читающий имеет установку найти только интересующие его данные. Чтобы овладеть таким способом чтения, необходимо развивать приемы техники чтения, в частности расширять поле зрение, тренировать избирательность внимания и т. д. Человек, обученный этому способу чтения, может усваивать текст в два-три раза быстрее, чем читающий традиционно. Быстрое чтение. Этот способ чтения требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению. Алгоритм чтения – последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста, допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели. Психологи считают, что каждый человек имеет свои алгоритмы и программы чтения. Однако их эффективность у большинства читателей довольно низкая. Необходимо научиться более организованной работе с текстом. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы междометия и часто местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов. Смысловые ряды – это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – как бы сжимается, прессуется. Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации. Перефразирование сообщения – это пересказ основной идеи сообщения другими словами, чтобы проверить, насколько правильно оно понято. Электронная почта - способ быстрой передачи деловой информации, требующий краткого изложения информации ключевыми словами. Мысленное составление плана текста. Этот прием складывается из нескольких операций — звеньев: читая, человек делит текст на части по смыслу (каждая часть — группа тесно связанных мыслей, имеющих общую микротему); выделяет в каждой части смысловой опорный пункт (самое существенное, характерное в ней); выявляет среди частей главные и второстепенные, устанавливая их соподчиненность, их связь, соотношение. Соотнесение содержания текста с собственными знаниями. Такое соотнесение имеет глубокое психологическое основание, блестяще сформулированное И. М. Сеченовым, который писал, что усваивать — это значит «сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного». Без такого соотнесения понимание текста вовсе невозможно. Чем богаче знания, с которыми мы соотносим читаемое, чем существеннее связи между читаемым материалом и накопленными ранее знаниями, чем более отчетливо осознаются эти связи, тем понимание текста глубже. Богатство и разнообразие связей помогают читающему более полно и разносторонне осознать специфические особенности материала, глубже вникнуть в его смысл. Здесь для нас важен не продукт соотнесения сам по себе, а процесс соотнесения. Именно в процессе соотнесения мы лучше знакомимся с новым в тексте, глубже вникаем в его суть, яснее и четче воспринимаем его особенности, острее видим ошибки. Мы лучше понимаем, когда содержание можно выразить иначе, другими словами. Сами попытки «выразить содержание иначе» являются одним из средств понимания. В ходе этого приема (цепи рассуждений, переформулирований мысли автора) нередко удается развить и более содержательно определить мысль автора. Соотнесение по содержанию разных частей текста. Без такого соотнесения мы не смогли бы понять текст как целое. Ранее прочитанное и понятое служит фундаментом для понимания того, что читается сейчас, поскольку содержание разных частей произведения всегда так или иначе взаимосвязано. Но одно дело, когда части текста соотносят неосознанно, ненамеренно, и совсем другое, когда их соотносят сознательно и целенаправленно. В первом случае связи частей текста по содержанию читателем не обдумываются, глубокому осмыслению не подвергаются, во втором — он специально их анализирует, достигая благодаря этому большей глубины и отчетливости понимания. Ведь понимание с точки зрения психологии и есть, собственно, осознание существенных связей в тексте. Обычно при анализе текста приходится сочетать два приема: соотносить содержание читаемой части текста с содержанием предшествующей его части и с собственными знаниями. Наглядные представления. Образы того, что описывается в тексте, нередко непроизвольно возникают у читателя. Однако если читающий не ставит перед собой задачи закрепить эти образы в памяти, они быстро стираются и углубленному пониманию текста не служат. Другое дело, когда читающий ставит перед собой задачу вызвать и закрепить в памяти наглядные представления описываемого в тексте. В этом случае читающий их ищет, а сами эти образы, не будучи побочными, как при обычном чтении, иллюстрируют содержание текста и в наибольшей степени отвечают ему. Видя в своем зрительном воображении описываемое в тексте, читающий глубже и яснее понимает существо текста, лучше закрепляет в памяти прочитанное, облегчая себе всякого рода сопоставления. Наглядные представления — превосходное средство проверки того, насколько точен автор в описании. Общий вывод ясен: всегда, когда это возможно, надо сознательно вызывать при чтении наглядный образ описываемого в тексте. Предваряющие чтение вопросы. Предваряющие изложение вопросы побуждают читающего искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями о предмете, т.е. активизируют мыслительную деятельность. Вопросы возникают обычно тогда, когда в тексте встречаются трудные для понимания, проблемные места. Вызываются вопросы и общими особенностями текста, в частности логическими и иными погрешностями в нем (нарушения доказательности или последовательности, усложненная доступность изложения). Причиной вопросов бывает также естественная ограниченность текста: мысль в тексте раскрывается не сразу, а постепенно и, будучи незаконченной, побуждает ставить вопрос; мысль в тексте раскрывается не полностью, так как опущено то, что, по мнению автора, хорошо известно читателю. Многое дадут читателю и вопросы, связанные со смыслом и ролью отдельных слов. Например, действительно ли существует то отношение между частями текста, которое устанавливает слово, служащее связующим звеном между ними. Особенно важна способность замечать, выделять характерные смысловые детали текста, т.е. способность к его смысловому микроанализу. Ее можно справедливо расценивать ее как одно из проявлений столь ценимой критичности ума. Восстановление текста разного типа по схемам. Для данного вида упражнений используются прозаические и стихотворные тексты. Учитель записывает каждое предложение отдельно, предварительно поменяв их местами. Ниже помещаются схемы этих предложений. Порядок расположения схем должен соответствовать порядку предложений в тексте, который предстоит восстановить учащимся. Сначала используются схемы с одним поисковым ориентиром. Составление тематической зарисовки. Учитель подбирает ряд стихотворных строк на определённую тему и предлагает школьникам соединить их по смыслу так, чтобы получилась зарисовка. Правильность соединения стихотворных строк проверяется по схеме Зарисовку учащиеся составляют устно. Слушаются варианты их ответов. Правильный ответ определяется по схеме. Затем выполняются задания и вопросы к записанному тексту. Завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом. Текст составляется учителем из небольших взаимосвязанных частей (микротем), каждая из которых должна заканчиваться подходящим по смыслу фразеологическим оборотом. Учащиеся находят фразеологические обороты с помощью материала для справок, дополняют ими микротемы. Ученики читаю, вслух и записывают дополненный текст, называют все встретившиеся в нем обороты, находят в них общее смысловое значение. Выполняют задание учителя. Восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме. В упражнении этого вида основным ориентиром для восстановления текста служат слова с изучаемой на уроке орфограммой. Школьники используя подсказки (слова с пропущенными буквами и схемы предложений), формулируют задание к упражнению. Восстановление второй части текста по аналогии с первой и по опорным словам и фразам. Задания такого рода имеют особенную творческую направленность. Школьники . самостоятельно анализируя первую часть текста и сопоставив ее с заранее приготовленными учителем опорными фразами, составляют свой вариант второй части. Обычно упражнения этого вида выполняются в парах или группах. Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями. Исходный текст состоит из нескольких смысловых частей. В каждой части предложения соединяются на основе причинно- следственной связи. Последовательность предложений внутри каждой части при записи на доске преднамеренно нарушается. Задача учащихся: определить правильный порядок предложений в каждой части и восстановить исходный текст. Восстановление текста на основе языковой интуиции, смысла и рифмы стихотворных строк. Записывая стихотворный текст, учитель пропускает слова, имеющие отношение к теме урока. Для усиления поисковой направленности используется несколько строф разных авторов и общая справка. Восстановление текста по смыслу и плану - схеме. Текст, который предлагается восстановить школьникам, представляет собой рассуждение. Его тезисы записываются учителем в виде схем, а доказательства – с помощью предложений. Последовательность частей, являющихся доказательствами, заведомо нарушается. Задача учащихся - соединить по плану – схеме и смыслу тезисы и доказательства. Технологии обучения смысловому чтению. Технология продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД). Целью учебного занятия является обучение пониманию текстовой информации, выраженной в явном и неявном – текст и подтекст. В этой технологии выделяется три этапа работы с текстом: I этап. Работа с текстом до чтения (просмотровое чтение) – это мотивационный этап, целью которого является прогнозирование содержания по названию, по иллюстрациям, предвосхищение чтения. Приёмы: Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе. II этап. Работа с текстом во время чтения (изучающее чтение) – это этап диалога учащегося с автором текста, в процессе чтения текста учащийся делает остановки и задает свои вопросы, прогнозирует предполагаемые ответы, проверяет свои ответы, тем самым вычитывает подтекст, интерпретирую точку зрения автора. Приёмы: Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение. III этап. Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение) – это заключительный этап занятия, на котором учащийся формулирует главную мысль, при необходимости корректирует свои интерпретации авторской позиции. Приёмы: Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Составление плана текста – цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста. Как составлять план текста: Прочитать текст, найти новые слова и понятия – выяснить их значение, Определить тему и основную мысль текста, Разделить текст на смысловые части, озаглавить их, Написать черновик плана текста и сопоставить его с текстом. Проследить все ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и главную мысль, Проверить, можно руководствуясь планом воспроизвести текст. Виды плана: по соотношению обобщающих и конкретных формулировок (простой и сложный), по речевому оформлению заголовков (цитатный, нецитатный, смешанный). Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМ) – «надпредметная» технология, которая решает задачи: ● Активизация познавательной деятельности обучающегося, ● Развитие культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров, ● Информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, ● Социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обуславливающий высокий уровень исследовательской культуры обучающихся и педагога, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как: 1. Умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, 2. Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, конкретно в отношении к окружающим, 3. Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, 4. Умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность) 5. Умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Учебное занятие, разработанное по технологии критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных – «вызов», «осмысление», «рефлексия». «Вызов» - стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новом знании. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе. «Осмысление» - учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия обучающимися новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а именно – 1) восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ребёнок работает самостоятельно, 2) осознание нового осуществляется только в активной деятельности, учитель должен создать условия для активного включения в процесс первичного усвоения новой информации, 3) любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приёмы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста. «Рефлексия» - осознание школьниками нового знания. Включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю? Как я это делаю? Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотносит их с результатом, осознает приобретённый опыт. Особенности технологии: 1. Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы и обобщения. Она даёт учащимся инструмент. Учит их способам самостоятельной работы с новой информацией. 2. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю – пишу – проговариваю) и поочередно – в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю). Она учит работать в команде. Методические приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 1. Составление списка «известной информации»: 2. Рассказ-предположение по ключевым словам; 3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; 4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и Т.д. 5. Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «7» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы 6. Заполнение кластеров, таблиц. 7. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. 8. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. 9. Ответы на поставленные вопросы. 10. Организация устных и письменных кpуглых столов. 11. Организация различных видов дискуссий. 12. Написание творческих работ. 13. Исследования по отдельным вопросам Методы развития критического мышления Название метода Описание метода Стадия использования «Мозговой штурм» Цель использования: 1) выяснение того, что знают дети по теме; 2) набрасывание идей, предположений по теме; 3) активизация имеющихся знаний. «ИНСЕРТ» Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее. Составление таблицы, выписываются основные положения из текста + - ! Вызов Осмысление ? «Ролевая игра» Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка Вызов «Свободное письмо» Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли Рефлексия «СИНКВЕЙН» Пятистишие: 1. Тема Рефлексия 2. Два прилагательных, описывающих тему 3. Три глагола, характеризующих действие 4. Фраза из 4 слов, содержит основную мысль 5. Синоним к теме. В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия. «Толстый и тонкий ? – фактический ответ вопросы» ? – обстоятельный ответ, развернутый. Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы. Осмысление и рефлексия Прогнозирование с Чтение текста по частям и постановка открытых помощью вопросов: что будет с героями дальше? Почему так открытых вопросов думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д. Таксономия вопросов: Простые /фактические/ Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? / Объясняющие / «Почему?»/ Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./ Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/ Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/ Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах. Осмысление «Кластер»- гроздь Карта мышления. винограда 1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы): 2. 1 этап – мозговой штурм (идеи) 2 этап – систематизация, оформление в кластер 3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями. 3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера Осмысление и рефлексия Перепутанные логические цепи Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку Осмысление Рефлексия «Зигзаг» Осмысление 1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп 2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы 3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал взаимообучение «Двухчастный дневник» «ЗХУ» Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике Заполнение таблицы: Знаю Хочу узнать Осмысление Осмысление Узнал На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/ «Продвинутая лекция» На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект. На второй стадии – активное слушание. 1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию 2 ученик выписывает новую информацию Обмен мнениями по проблемным вопросам. Свободное письмо Осмысление Взаимоопрос Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу Осмысление «Карусель» Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление Стратегия «Галерея» После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее Рефлексия точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ. «Кубик» Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Осмысление Рефлексия Перекрестная дискуссия По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии. Осмысление «Последнее слово На последней стадии спора учащимся предлагается за мной» записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается. Рефлексия При изучении данного предмета смысловое чтение тесно переплетается с формированием ИКТ- компетентности обучающихся. 3. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной дечятельности «Смысловое чтение. Работа с информацией» В результате изучения учебного предмета выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Личностные планируемые результаты: Базовый уровень: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи; • навыки взаимо- и самооценки, навыки рефлексии на основе использования критериальной системы оценки; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям задачи; • ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости; • развитие чувства ответственности за качество окружающей информационной среды; • установка на здоровый образ жизни. Повышенный уровень: • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения; • адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках. Регулятивные универсальные учебные действия Базовый уровень: • целеполагание, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, • планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, • осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, • контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. • принимать и сохранять учебную задачу; Повышенный уровень:: • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Базовый уровень: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и системы; • выделять существенную информацию из сообщений разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов. Повышенный уровень: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение. Коммуникативные универсальные учебные действия Базовый уровень: • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; действовать с учётом позиции другого, уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, использовать средства и инструменты ИКТ; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что – нет. умение использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. Повышенный уровень:: с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Базовый уровень: – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); – понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; – понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; – использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; – ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Повышенный уровень: – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Базовый уровень: – пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; – составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Повышенный уровень: – делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; – составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Базовый уровень: – высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; – на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; – участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Повышенный уровень: – сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты). В результате изучения учебного предмета «Смысловое чтение. Работа с инфорацией» начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения. Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Базовый уровень: – использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); – организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Базовый уровень: – вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов; – рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете; – сканировать рисунки и тексты. Повышенный уровень: - использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Базовый уровень: – подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); – описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ; – собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; – редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; – пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста; – искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных. Повышенный уровень: - научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Базовый уровень: – создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их; – создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; – готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; – создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.; – создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; – размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации; – пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Повышенный уровень: – представлять данные; Планирование деятельности, управление и организация Базовый уровень: – определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, – планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Повышенный уровень: – проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы – моделировать объекты и процессы реального мира. Виды и формы контрольно-оценочной деятельности. Предметом изучения, анализа и оценки является способность обучающихся к: - поиску информации и пониманию прочитанного - преобразованию и интерпретация информации, - оценке предложенного сообщения. При оценке достигнутых результатов каждым учащимся начальной школы, в соответствии с ООП НОО используется два типа результатов, обозначенных соответственно «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Оценки достижения планируемых результатов проводится в соответствии с Положениями МАОУ СОШ № 8 «О системе оценки качества образования» и «О текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс. 4. Содержание курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с информацией» Данная программа адресована общеобразовательным школам для занятий в 1 - 4 классах. Она ориентируется прежде всего на стратегические цели развития образования в РФ и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, в которой одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом. - I блок. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Что значит «уметь читать». На пороге текста. Заголовок. Эпиграф. Как мы читаем. Внимание к слову. Контекст. Ключевые слова и смысловые ряды. Тема и основная мысль текста. Основные события в тексте, их последовательность. Деление текста на смысловые части. План текста. Виды плана. Простой и сложный план. Сравнение объектов, описанных в тексте. Выделение существенных признаков объекта. Различные виды чтения: ознакомительное (просмотровое), поисковое (выборочное), изучающее. Разные способы представления информации (таблицы, схемы). Работа с несколькими источниками информации. Анализ текста (устный и письменный). Дополнительные источники информации. Словари, справочники. Виды словарей. Роль словарей для понимания текста. - II блок. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Пересказ художественного, научно-публицистического и научного текста (подробный и сжатый). Сопоставление иллюстративного материала с информацией текста. Сопоставление информации из разных частей текста. Установление простых связей в тексте (прямых и косвенных). Разновидности вопросов к тексту (уточняющие, объясняющие, творческие, практические). Перекодирование текста. Формулирование несложных выводов. Аргументы, подтверждающие вывод. Составление рассказа по картинному плану. Составление отзыва по тексту (устного и письменного). - III блок. Работа с текстом: оценка информации. Оценка содержания, структуры и языковых особенностей, текста. Критическая оценка событий, явлений, фактов. Критический анализ текста (достоверность, противоречия, точка зрения). Восстановление пробелов в информации. Оценочные вопросы. Позиция автора и собственная точка зрения. Сопоставление различных точек зрения. Критический анализ нескольких источников информации. Обсуждение прочитанного. Учебный диалог. - IV блок. ИКТ-компетентность. Что такое «информация». Виды информации по способу восприятия. Источники и приёмники информации. Общение и каналы связи. Информационные процессы: поиск, сбор, хранение, обработка и передача информации. Действия с информацией. Передача информации. Носители информации. Представление информации. Языки, алфавиты. Организация информации. Схемы. Таблицы. Диаграммы. Объекты и их свойства. Кодирование (декодирование) информации. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Множества и операции с ними. Поиск информации. Интернет. Общение и Интернет. Интернет-безопасность. Устройство компьютера ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Работа с информацией» 1 класс – 33 ч. №п/п Тема 1 Входная диагностика 2 Перечисление персонажей текста, их характеристика. 3 Сравнение текстов по плану. 4 Прогнозирование содержания текста. 5 Ответы на вопросы по содержанию в виде тестов. 6 Деление текста на части 7 Составление картинного плана текста 8 Краткий пересказ текстов по плану 9 Полный пересказ текста по плану 10 Выделение главной мысли текста. 11 Создание монолога с использованием правил речевого этикета 12 Воплощение своих жизненных впечатлений в словесных образах 13 Выстраивание композиции собственного высказывания 14 Передача основной мысли текста. 15 Знакомство с некоторыми типами письменной речи (виды текстов) Дата Дата по проведения плану Формы проведения занятий Электронные учебнометодические материалы 16 Книга - источник различного вида информации 17 Самостоятельная читательская деятельность 18 Промежуточная диагностика навыка смыслового чтения 19 Выразительное чтение с использованием интонации 20 Жанровое разнообразие текстов 21 Восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения 22 Средствах выразительности языка 23 Установление причинно-следственных связей в художественном тексте 24 Понимание авторской позиции в произведении. выделение главной мысли текста. 25 Формирование культуры общения. 26 Выявление в тексте незнакомых слов и выражений 27 Создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке) 28 Различные формы интерпретации текста 29 Творческая деятельность 30 Выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста 31 Осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений 32 Диагностика сформированности навыка смыслового чтения 33 Самостоятельная читательская деятельность 2 класс - 34 ч. № п/п наименование разделов и тем Дата по плану Дата проведения Формы проведения занятий Электронные учебнометодические материалы Тема: Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (16 ч.). 1 четверть – 8 ч. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Что значит «уметь читать» На пороге текста. Заголовок. Тема текста. Основная мысль текста. Тема и основная мысль текста. Деление текста на смысловые части. Деление текста на смысловые части. План текста. Простой план. 2 четверть – 8 ч План текста. Простой план. Сравнение объектов, описанных в тексте. Выделение существенных признаков объекта. Различные виды чтения. Ознакомительное (просмотровое). Различные виды чтения. Ознакомительное (просмотровое). Различные виды чтения. Поисковое (выборочное). Различные виды чтения. Поисковое (выборочное). Виды словарей. Роль словарей для понимания текста. Тема: Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (10 ч.) 3 четверть – 10 ч. Пересказ художественного текста (подробный). Пересказ художественного текста (сжатый). Сопоставление иллюстративного материала с информацией текста. Сопоставление иллюстративного материала с информацией текста. Сопоставление информации из разных частей текста. Сопоставление информации из разных частей текста. Разновидности вопросов к тексту (уточняющие). Разновидности вопросов к тексту (уточняющие). Составление рассказа по картинному плану. Составление рассказа по картинному плану. Тема: ИКТ- компетентность (8 ч.). 4 четверть – 8 ч. Что такое информация. Виды информации по способу восприятия. 29 30 31 32 33 34 Источники и приёмники информации. Общение и каналы связи. Действия с информацией. Действия с информацией. Передача информации. Представление информации. 3 класс – 34 ч. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 наименование разделов и тем Дата по Дата плану проведения Формы проведения занятий Электронные учебнометодические материалы Тема: ИКТ- компетентность (8 ч.) 1 четверть – 8 ч. «Что» и «зачем» я буду изучать. Информационные процессы. Действия с информацией. Обработка информации. Хранение информации. Носители информации. Представление информации. Языки, алфавиты. Кодирование информации. Поиск информации. Интернет. Тема: Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (8 ч.). 2 четверть – 8 ч На пороге текста. Эпиграф. Тема текста. Основная мысль текста. Основные события в тексте, их последовательность. План текста. Виды плана. Различные виды чтения. Изучающее. Анализ текста (устный и письменный). Словари и справочники. Тема: Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (10 ч.) 3 четверть – 10 ч. Пересказ научного текста (подробный и сжатый) Установление простых связей в тексте (прямых и косвенных). Установление простых связей в тексте (прямых и косвенных). Перекодирование текста. Формулирование несложных выводов. Аргументы, подтверждающие вывод. Разновидности вопросов 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 (объясняющие). Разновидности вопросов (объясняющие). Составление отзыва по тексту (устного и письменного). Составление отзыва по тексту (устного и письменного). Тема: Работа с текстом: оценка информации (8 ч.). 4 четверть – 8 ч. Оценка содержания текста. Оценка языковых особенностей текста. Критический анализ. Восстановление пробелов в информации. Критический анализ. Восстановление пробелов в информации. Оценочные вопросы. Оценочные вопросы. Сопоставление различных точек зрения. Обсуждение прочитанного. Учебный диалог. 4 класс – 34 ч. № п/п наименование разделов и тем Дата по Дата плану проведения Формы проведения занятий Электронные учебнометодические материалы Тема: ИКТ- компетентность (8 ч.) 1 четверть – 8 ч. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Устройство компьютера. Организация информации. Схемы. Таблицы. Организация информации. Диаграммы. Объекты и их свойства. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Множества и операции с ними. Общение и Интернет. Интернет-безопасность. Тема: Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (8 ч.). 2 четверть – 8 ч Как мы читаем. Внимание к слову. Контекст. Ключевые слова и смысловые ряды. Тема. Основная мысль текста. План текста. Сложный план. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Разные способы представления информации (таблицы, схемы). Работа с несколькими источниками информации. Дополнительные источники информации (словари, справочники). Тема: Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (10 ч.) 3 четверть – 10 ч. Пересказ научного текста (подробный и сжатый). Соотнесение фактов с общей идеей текста. Соотнесение фактов с общей идеей текста. Перекодирование текста. Формулирование выводов по тексту. Аргументы, подтверждающие вывод. Разновидности вопросов (творческие и практические). Разновидности вопросов (творческие и практические). Составление монологического высказывания на основе текста (устного и письменного). Составление монологического высказывания на основе текста (устного и письменного). Тема: Работа с текстом: оценка информации (8 ч.). 4 четверть – 8 ч. Оценка структуры текста. Оценка языковых особенностей текста. Критическая оценка событий, явлений, фактов. Критический анализ текста (достоверность). Критический анализ текста (точка зрения). Позиция автора и собственная точка зрения. Критический анализ нескольких источников информации. Обсуждение прочитанного (учебный диалог).