1. АООП НОО Вариант 2.1

Муниципальное казённое учреждение
Управление образования городского округа Верхний Тагил
ПРИНЯТА С УЧЁТОМ
МНЕНИЯ СОВЕТА
ОБУЧАЮЩИХСЯ
МАОУ СОШ № 8
Протокол № 17
от 27.08.2024 г

ПРИНЯТА С УЧЁТОМ
МНЕНИЯ СОВЕТА
РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
МАОУ СОШ № 8
Протокол № 13
от 28.08.2024 г.

ПРИНЯТА НА
ЗАСЕДАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОВЕТА
МАОУ СОШ № 8

УТВЕРЖДЕНА
ПРИКАЗОМ
Директора
МАОУ СОШ № 8
_______(Гайдамака В. В.)

Протокол № 76
от 29.08.2024 г

Приказ № 231
от 29.08.2024 г

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Вариант 2.1 для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся)

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
городской округ Верхний Тагил
Свердловская область

Верхний Тагил, 2024 г.
I. Общие положения

Адаптированная образовательная программа МАОУ СОШ № 8 (вариант 2.1) разработана на
основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО.
АООП НОО (вариант 2.1) разработан с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он
адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО для глухих обучающихся предназначена для сопровождения деятельности
образовательной организации по созданию программы начального общего образования и отражает
вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к данному
уровню общего образования.
Содержание АООП НОО для глухих обучающихся представлено учебно-методической
документацией (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график,
федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план
воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения
образовательной программы.
Каждый вариант АООП НОО содержит дифференцированные требования к структуре,
результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и
особых образовательных потребностей разных групп или отдельных глухих обучающихся,
получение образования вне зависимости от выраженности и характера нарушений, места проживания
обучающегося и вида организации.
АООП НОО для глухих обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части
создания специальных условий получения образования. АООП НОО предполагает создание в том
числе индивидуальных учебных планов.
Определение одного из вариантов АООП НОО для глухих обучающихся осуществляется на
основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом ИПРА и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Цель реализации АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся - обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
а) формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся;
б) достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями
обучающегося,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
в) становление и развитие личности обучающегося в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей
познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
г) создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся;
д) обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
е) обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
ж) выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся через организацию их
общественно полезной деятельности, проведение спортивно-оздоровительной работы, организацию

художественного творчества и с использованием системы клубов, секций, студий и кружков
(включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведение спортивных,
творческих и соревнований;
з) использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
и) предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
к) участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
л) включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, города).
Подходы к формированию АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
В основу реализации АООП НОО заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к реализации АООП НОО предполагает учет особых
образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся как неоднородной
по составу группы, отличающейся по возможностям освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО, в том числе и
на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО создаются и реализуются в
соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ и данной АООП НОО:
 к структуре АООП НОО;


к условиям реализации АООП НОО;



к результатам освоения АООП НОО.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя слабослышащим и позднооглохшим
обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания
обучающихся, структуру образовательной деятельности. Деятельностный подход в образовании
строится на признании того, что развитие личности слабослышащих и позднооглохших
обучающихся младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной
и предметно-практической деятельности обучающихся, в том числе за счет специальных учебных
предметов, чем обеспечивается овладение содержанием образования.
Общая характеристика.
Вариант 2.1 предполагает, что обучающийся с нарушенным слухом (слабослышащий,
позднооглохший, кохлеарно имплантированный) получает образование, сопоставимое с
образованием нормативно развивающихся сверстников в те же календарные сроки обучения при
создании необходимых условий для реализации его общих и особых образовательных потребностей.
Обязательной является разработка программы коррекционной работы, являющейся
неотъемлемым структурным компонентом АООП, ее реализация в ходе всего образовательного
процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушенным слухом, их
индивидуальных особенностей, в том числе: проведение специальной работы, направленной на
развитие у них социальных компетенций, сознательное использование речевых средств в процессе
общения в учебной и внеурочной (внешкольной) деятельности для реализации полноценных
социальных связей с окружающими людьми; развитие адекватных отношений обучающегося с
нарушенным слухом с окружающими людьми на основе принятых в обществе морально-этических
норм, в том числе осуществление профилактики межличностных конфликтов, поддержки
эмоционально комфортной образовательной среды; создание условий успешного овладения учебной
деятельностью, включая осуществление специальной работы по профилактике и (или) преодолению
трудностей обучающихся в овладении базовым содержанием обучения; преодоление

коммуникативных барьеров при взаимодействии обучающихся как со слышащими людьми, так и с
лицами, имеющими нарушение слуха, при использовании средств общения (устной или жестовой
речи) с учетом потребностей ее участников; развитие слухового восприятия речи и неречевых
звучаний, слухозрительного восприятия речи, ее произносительной стороны; оказание
систематической психолого-педагогической поддержки педагогическим работникам, родителям
(законным представителям), обучающимся.
Программа коррекционной работы предусматривает психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей в
ходе всего образовательного процесса в учебной и внеурочной деятельности, включающей
обязательные коррекционные курсы. Программа коррекционной работы обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей обучающихся в ходе комплексного
психолого-педагогического обследования;


определение оптимальных специальных условий для получения начального общего
образования на основе АООП НОО в соответствии с особыми образовательными
потребностями и индивидуальными особенностями обучающихся (с учетом рекомендаций
ПМПК, ИПРА, а также ППк образовательной организации по результатам комплексной
психолого-педагогической диагностики на начало обучения и мониторинга достижения
планируемых результатов образования);



поддержку достижения планируемых
результатов АООП НОО.

личностных,

метапредметных

и

предметных

Основные направления поддержки достижения планируемых результатов АООП НОО
включают:
 оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической
помощи в процессе развития личностных качеств обучающихся, их социальных компетенций,
включая расширение социальной практики при активном взаимодействии со слышащими
людьми, а также с лицами с нарушениями слуха;


оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической
помощи в процессе коррекции и развития нарушенных функций, профилактики
возникновения вторичных отклонений в развитии;



своевременное выявление трудностей обучающихся в достижении планируемых результатов
образования и оказание им специализированной индивидуально ориентированной психологопедагогической помощи;



развитие учебно-познавательной деятельности в контексте достижения обучающимся
планируемых результатов образования;



развитие у обучающихся словесной речи (устной и письменной), включая развитие
слухозрительного восприятия устной речи, речевого слуха, произносительной стороны речи;



развитие у обучающихся ориентации в звуках окружающего мира, включая музыку,
приобщение к доступным видам музыкально-эстетической деятельности;



выявление у обучающихся особых способностей (одаренности) в определенных видах
учебной и внеурочной деятельности; создание условий, способствующих наиболее
полноценному их развитию;



обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля
комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся;



осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
обучающимися с нарушениями слуха и с нормативно развивающимися обучающимися, их
родителями (законными представителями), с педагогическими работниками образовательной
организации и организаций дополнительного образования, со специалистами разного
профиля, которые взаимодействуют с обучающимися в различных видах социокультурной

в

процессе

деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
У данных обучающихся стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи
- тугоухость, которая может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения
восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При
тугоухости возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Однако
остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом
слов. Обучающихся с тугоухостью называют слабослышащими. Многие слабослышащие, обладая
различными степенями сохранного слуха, не умеют пользоваться им в целях познания и общения.
Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое
зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего
психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой осуществлялся
воспитательный процесс. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность
речевого развития. Многие слабослышащие обучающиеся не понимают обращенной к ним речи и
ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых.
Обучающиеся с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но
нередко их восприятие речи приобретает искаженный характер из-за неразличения близких по
звучанию слов и фраз. Искаженное восприятие речи окружающих, ограниченность словарного
запаса, неумение выразить себя - все это нарушает общение с другими людьми, что отрицательно
сказывается на познавательном развитии и на формировании личности.
С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих: слабослышащие
обучающиеся, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи
(отдельные слова, короткие фразы, неправильное построение фразы, грубые нарушения
лексического, грамматического, фонетического строя речи), и слабослышащие, владеющие
развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом
оформлении.
Среди слабослышащих и позднооглохших обучающихся выделяется особая группа обучающиеся с комплексными нарушениями в развитии. Эта группа достаточно разнородна,
полиморфна. У этих обучающихся помимо снижения слуха наблюдаются интеллектуальные
нарушения (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость); ЗПР, обусловленная
недостаточностью центральной нервной системы (далее - ЦНС); остаточные проявления ДЦП или
нарушения мышечной системы. Значительная часть слабослышащих и позднооглохших
обучающихся имеют нарушения зрения - близорукость, дальнозоркость, а часть из них являются
слабовидящими, часть обучающихся имеет выраженные нарушения зрения, традиционно
относящиеся к слепоглухоте.
Психическое развитие обучающихся с комплексными нарушениями происходит, как правило,
замедленно; при этом наблюдается значительное отставание познавательных процессов,
продуктивных видов деятельности, речи. Наиболее очевидно проявляется задержка в формировании
наглядно-образного мышления. Особые трудности слабослышащих и позднооглохших обучающихся
с комплексными нарушениями возникают при овладении речью. Их устную речь отличает
воспроизведение отдельных звуко- и слогосочетаний, подкрепляемых естественными жестами и
указаниями на предметы. Как правило, интерес к общению отсутствует. При овладении письменной
формой речи также возникают значительные трудности.
В психическом развитии таких обучающихся наблюдаются индивидуальные различия,
обусловленные выраженностью интеллектуальных, эмоциональных, слуховых и речевых
отклонений. Многим присущи нарушения поведения; у других отмечается отставание в становлении
различных видов деятельности. Так, предметная деятельность у большинства обучающихся
протекает на весьма низком уровне манипулирования, воспроизведения стереотипных игровых
действий. Попытки самостоятельного рисования в основном сводятся к повторению изображений
знакомых предметов либо к рисункам, выполненным по подражанию взрослому.
Особую группу среди слабослышащих и позднооглохших составляет группа обучающихся с
соматическими заболеваниями (нарушения вестибулярного аппарата, врожденный порок сердца,
заболеваниями почек, печени, желудочно-кишечного тракта и других поражений различных систем
организма). Это дополнительно затрудняет их развитие, так как обуславливает повышенную

утомляемость, нарушения внимания, памяти, поведения и требует медикаментозной коррекции и
щадящего режима, как в повседневной жизни, так и в занятиях. У этих обучающихся отмечается
большая физическая и психическая истощаемость, у них формируются такие черты характера, как
робость, боязливость, неуверенность в себе.
Среди обучающихся, которым адресованы данные программы, выделяется особая группа
потерявших слух в период, когда их речь была сформирована - это позднооглохшие. В отличие от
ранооглохших, у позднооглохших формирование речи происходит в условиях нормального слуха и
речь сохраняется после потери слуха. Степень нарушения слуха и уровень сохранности речи у них
могут быть различными. При возникновении нарушения слуха без специальной педагогической
поддержки речь начинает распадаться. Эти обучающиеся имеют навыки словесного общения.
Наблюдается быстрый распад речи при потере слуха в дошкольном возрасте, особенно в 2 - 3 года,
который может привести к переходу из категории позднооглохших в категорию глухих.
В категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена группа перенесших операцию
кохлеарной имплантации. Выбор варианта ФАОП НОО для данной категории обучающихся
осуществляется с учетом результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде
всего, способности обучающегося к естественному развитию коммуникации и речи), готовности
обучающегося к освоению того или иного варианта ФАОП НОО. Предусматривается создание
образовательных условий, учитывающих их особые образовательные потребности, в том числе в
развитии коммуникации и речи. В дальнейшем, вариант АООП НОО может изменяться с учетом
достигшего обучающимися уровня общего и слухоречевого развития, овладения ими личностными,
метапредметными и предметными результатами обучения. Слабослышащие и позднооглохшие
обучающиеся неоднородная по составу группа, включающая:
 слабослышащих и позднооглохших обучающихся, которые достигают к моменту поступления
в школу уровня общего и речевого развития, близкого возрастной норме, чему способствует
ранняя комплексная психолого-педагогическая помощь и качественное дошкольное
образование, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками, могут при
специальной психолого-педагогической помощи получать образование, сопоставимое по
конечным достижениям с образованием слышащих нормально развивающихся сверстников,
находясь в их среде и в те же календарные сроки;


слабослышащих и позднооглохших обучающихся, не имеющих дополнительных ограничений
здоровья, препятствующих получению образования, сопоставимого по итоговым
достижениям с образованием слышащих сверстников, но имеющих легкое недоразвитие и
относительно развитую речь, в которой отмечаются некоторые недостатки (неправильность
произношения, отклонения в грамматическом оформлении), обучаясь по варианту ФАОП
НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным потребностям;



слабослышащих и позднооглохших обучающихся, не имеющих дополнительных ограничений
здоровья, препятствующих получению образования, сопоставимого по итоговым
достижениям с образованием слышащих сверстников, но имеющих глубокое недоразвитие
речи с искаженным произношением, ограниченным запасом слов, неправильным
оформлением связанных высказываний, обучаясь в пролонгированные календарные сроки по
варианту ФАОП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным
потребностям;



слабослышащих и позднооглохших обучающихся с дополнительными ограничениями
здоровья (интеллектуальными нарушениями), которые могут получить образование на основе
варианта ФАОП НОО, соответствующего их возможностям и особым образовательным
потребностям, которое осуществляется в пролонгированные сроки, по содержанию и
итоговым достижениям не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями
слабослышащих и позднооглохших сверстников, не имеющих дополнительные ограничения
здоровья;



слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью, ТМНР, которые
получают образование по адаптированной основной образовательной программе для глухих
(вариант 1.4) или для обучающихся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата.

На основе ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся могут получать
образование глухие обучающиеся (слухопротезированные индивидуальными слуховыми
аппаратами), демонстрирующие на начало школьного обучения уровень общего и слухоречевого
развития, навыки устной коммуникации, позволяющие им получать образование совместно со
слабослышащими и позднооглохшими, а также обучающимися, перенесших операцию кохлеарной
имплантации.
Особые образовательные потребности слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Особые образовательные потребности различаются у слабослышащих и позднооглохших
обучающихся разных категорий, определяют особую логику построения учебного процесса, находят
свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по
своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:
 специальное обучение должно начинаться сразу после выявления первичного нарушения
развития;


следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной
среды, в том числе с учетом дополнительных нарушений здоровья слабослышащих и
позднооглохших обучающихся, а также использование разных типов звукоусиливающей
аппаратуры (коллективного и индивидуального пользования) в ходе всего образовательнокоррекционного процесса;



требуется введение в содержание обучения специальных разделов учебных дисциплин и
специальных предметов, не присутствующих в программе, адресованной нормально
развивающимся сверстникам;



необходимо
обеспечение
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого как через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности,
так и через специальные занятия коррекционно-развивающей области;



необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе
специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных
путей" обучения;



необходима индивидуализация обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с
учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;



необходимо максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы
образовательной организации;



следует обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью
реализации единых подходов в решении образовательно-коррекционных задач, специальную
психолого-педагогическую поддержку семье обучающегося.

Принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей
слабослышащих и позднооглохших, включая:
 увеличение при необходимости сроков освоения адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования: при реализации;


условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу,
способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся,
формированию активного сотрудничества обучающихся в разных видах учебной и
внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми
и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; постепенное расширение
образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;



постановка и реализация на уроках и в процессе внеурочной деятельности целевых установок,
направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения
вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы,

познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных
(доступных) видах деятельности;


учет специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при
организации обучения и оценке достижений;



обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и
речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления,
наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем; в развитии понимания
взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в
осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании
умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;



целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной
формах), формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру
коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение,
обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания); применение в
образовательно-коррекционном процессе соотношения устной, письменной, дактильной и
жестовой речи с учетом особенностей разных категорий слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных
навыков, социальной адаптации и интеграции в общество;



использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных,
социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств
коммуникации с учетом владения ими партнерами по общению (в том числе, применение
русского жестового языка в общении, прежде всего, с лицами, имеющими нарушения слуха),
а также с учетом ситуации и задач общения;



осуществление систематической специальной (коррекционной) работы по формированию и
развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной
стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью индивидуальных
средств слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования);
развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и кохлеарными
имплантами, проводной или беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и
индивидуального пользования;



при наличии дополнительных первичных нарушений развития у слабослышащих и
позднооглохших обучающихся проведение систематической специальной психологопедагогической работы по их коррекции;



оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся
ограничений здоровья, в том числе, на основе сетевого взаимодействия.



Только при удовлетворении особых образовательных потребностей каждого обучающегося
можно открыть ему путь к полноценному качественному образованию.

Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися
адаптированной образовательной программы начального общего образования (вариант 2.1).
Самым общим результатом освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися
АООП НОО должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных
(жизненных) компетенций.
Возможная неуспеваемость обучающегося при освоении содержания учебной дисциплины
"Иностранный язык" обусловлена особенностями его слухоречевого развития и не является
основанием для неаттестации.
По учебному предмету "Музыка" оценивание предметных результатов не предполагается.
Планируемые результаты освоения АООП НОО дополняются результатами освоения
программы коррекционной работы.
Результатами освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися программы

коррекционной работы выступают:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, адекватной
самооценки;


постоянное пользование индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетом аудиологопедагогических рекомендаций) и личными ассистивными средствами;



желание и умения вступать в устную коммуникацию;



развитие умений обратиться за помощью к взрослому, к другим обучающимся;



выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных представителей);



умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения;



стремление и умения участвовать в подготовке и проведении внеурочных коллективных
мероприятий;



овладение коммуникативно-речевыми навыками, в том числе начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор,
корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие, поддерживать
продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;



умение воспринимать (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) речевой материал,
связанный с учебной и внеурочной деятельностью, говорить внятно и естественно, понятно
для окружающих;



умения правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как
продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;



овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использованием;



владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции,
выполняющей коммуникативную функцию;



сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;



понимание смысла текстов в устной и письменной формах;



умение использовать словесную речь как средство достижения цели в новых ситуациях
общения, в мероприятиях, реализуемых в образовательной организации и за ее пределами,
гибко применяя формы речи и речевые конструкции, обеспечивающие взаимопонимание;



представления о собственных возможностях устной коммуникации;



умение при непонимании уточнять информацию, вносить изменения и дополнения, просить
повторить непонятое;



представление о способах межличностной коммуникации людей с нарушением слуха;



дифференциация и осмысление картины мира;



адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для
себя и окружающих;



способность прогнозировать последствия своих поступков;



понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение
действовать в соответствии с их значением;



расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и
школы;



дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых
ценностей и социальных ролей: знание правил поведения и их реализация в разных
социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, педагогическими
работниками и обучающимися, незнакомыми людьми);



расширение взаимодействия со слышащими людьми в социуме;



владение информацией о социокультурной жизни людей с нарушениями слуха, их
достижениями, средствах коммуникации; взаимодействие с лицами, имеющими нарушение
слуха, в учебной и социальной практике.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабослышащими и
позднооглохшими обучающимися адаптированной образовательной программы начального общего
образования (вариант 2.1).
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и
оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров.
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы
образования.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО
призвана решать следующие задачи:
 закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;


ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, на достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов и Программы коррекционной работы,
формирование УУД;



обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий
вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;



предусматривать оценку достижений слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности
деятельности образовательного учреждения;



позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений слабослышащих и
позднооглохших обучающихся.

Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для
оценки качества образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения
обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и
предметных.
Оцека результатов освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися АООП
НОО осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Оценка результатов освоения обучающимися с нарушениями слуха программы коррекционной
работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения слабослышащими и
позднооглохшими обучающимися программы коррекционной работы целесообразно опираться на
следующие принципы:
 дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей слабослышащих и
позднооглохших обучающихся;



динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и
социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;



единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения слабослышащими
и позднооглохшими обучающимися программы коррекционной работы выступает наличие
положительной динамики развития обучающихся в интегративных показателях. К таким
интегративным показателям в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ относятся:
 сформированность умения слухозрительно воспринимать (с помощью индивидуальных
слуховых аппаратов или (и) кохлеарного импланта и слухового аппарата) речевой материал
(слова, словосочетания, фразы, тексты диалогического и монологического характера),
связанный с урочной и внеурочной деятельностью обучающихся;


сформированность умения слухозрительно воспринимать речевую информацию на фоне
негромкой речи, музыки; слухозрительно воспринимать речь разных дикторов
(педагогических работников и обучающихся) в нормальном и более быстром темпе;



сформированность умения опознавать на слух (с помощью индивидуальных слуховых
аппаратов или (и) кохлеарного импланта и слухового аппарата) речевой материал (слова,
словосочетания, фразы), связанный с учебной и внеурочной деятельностью, который
отрабатывался при реализации программы коррекционной работы; распознавать на слух
незнакомый по звучанию речевой материал, связанный с учебной и внеурочной
деятельностью обучающихся; воспринимать на слух тексты диалогического и
монологического характера (до 10 - 15 предложений), опознавать фразы, слова и
словосочетания из текста, предъявленные вразбивку, отвечать на вопросы и выполнять
задания, пересказывать тексты, вести диалог по содержанию текста;



способность говорить достаточно внятно, то есть понятно для окружающих, и в нормальном
темпе, пользоваться голосом нормальной высоты, силы и тембра, воспроизводить слова
слитно, с ударением, сохраняя звуковой состав и соблюдая орфоэпические правила, фразы слитно или деля паузами на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое
ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз; владение навыками
самоконтроля; знание орфоэпических правил и умения их реализовывать в новых словах;
умения использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства
(в рамках речевого этикета);



сформированность умения вести разговор с двумя и более собеседниками (с помощью
взрослого и самостоятельно);



способность использовать словесную речь как средство достижения цели в новых ситуациях
общения с новыми сверстниками, незнакомыми взрослыми, в мероприятиях школьного и
внешкольного характера, применяя разные формы речи и речевые конструкции,
обеспечивающие взаимопонимание (с помощью взрослого и самостоятельно).

Результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися Программы
коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.
Обобщенная оценка результатов освоения программы коррекционной работы обучающимися
может осуществляться в ходе различных мониторинговых процедур, посредством использования
метода экспертных оценок.
Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность,
научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку
достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы,
но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки
результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы целесообразно
использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых

образовательных потребностей и уровня развития компенсаторных возможностей обучающихся
выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени
влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь
(например, выявить стартовый уровень развития у обучающегося словесной речи в коммуникативной
функции).
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени
обучения на уровне начального общего образования. При использовании данной формы мониторинга
можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых
позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие
даже незначительной положительной динамики) слабослышащих и позднооглохших обучающихся в
освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные
экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей
стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения
в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, проводящейся на заключительном этапе (окончание учебного
года, окончание обучения на уровне начального общего образования), выступает оценка достижений
обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения ими Программы
коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и
индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных
потребностей.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы
коррекционной работы (отсутствие положительной динамики по ряду интегративных показателей)
обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на
расширенное психолого-педагогическое обследование для получения необходимой информации,
позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения слабослышащими и
позднооглохшими обучающимися Программы коррекционной работы следует учитывать мнение
родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся
по интегративным показателям проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и
повседневной жизни.
Оценка результатов деятельности образовательной организации осуществляется в ходе его
аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе
результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО с учетом:
 результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального,
муниципального);


условий реализации АООП НОО;



особенностей контингента обучающихся.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ раздел
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей, программа формирования УУД соответствуют требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее
- ФГОС НОО) и федеральной образовательной программы начального общего образования (далее ФОП НОО).
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального
сопровождения обучающегося. Содержание программы коррекционной работы для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной помощи
слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении АООП НОО, коррекция недостатков

в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во внеурочное
время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Программа коррекционной работы в рамках АООП НОО варианта 2.1 для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее
основное содержание:
 мониторинг имеющихся в образовательной организации условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей и условий обучения слабослышащих и позднооглохших
обучающихся;


перечень индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающим
слабослышащим и позднооглохшим обучающимся удовлетворение особых образовательных
потребностей, их интеграцию (инклюзию) в образовательной организации и освоение ими
АООП НОО.

Конкретный перечень мероприятий разрабатывается образовательной организацией.
Диагностическая работа обеспечивает:
 своевременное выявление у обучающегося особых образовательных потребностей,
позволяющих разработать рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи в
условиях образовательной организации;


коррекционно-развивающую работу по оказанию своевременной специализированной
помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии слабослышащих и позднооглохших обучающихся;



консультативную работу, обеспечивающую возможность своевременного решения вопросов,
возникающих у педагогических работников, родителей (законных представителей) в процессе
освоения обучающимися АООП НОО;



информационно-просветительскую работу, направленную на обогащение знаний
педагогических работников, родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с
особенностями организации образовательного процесса и удовлетворения особых
образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Основными механизмами реализации Программы коррекционной работы являются:
1) оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации,
обеспечивающее системное сопровождение слабослышащих и позднооглохших обучающихся
специалистами различного профиля;
2)
социальное
партнерство,
предполагающее
профессиональное
взаимодействие
образовательной организации с внешними ресурсами.
Рабочая программа воспитания соответствует данному подразделу ООП НОО.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ раздел
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют положениям
федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана
включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5
часов в неделю на одного обучающегося (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Система условий реализации АООП НОО обеспечивает достижение планируемых результатов
освоения АООП НОО. Система условий учитываЕт особенности организации, а также ее
взаимодействие с социальными партнерами.
Система условий должна содержать:
 описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая
учебно-методическое и информационное обеспечение);


контроль за состоянием системы условий.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды,

обеспечивающей: высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность
для всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества; духовнонравственное развитие, воспитание слабослышащих и позднооглохших обучающихся; охрану и
укрепление их физического, психического и социального здоровья; коррекцию нарушений развития
и профилактику возникновения вторичных отклонений развития.
В целях обеспечения реализации АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся в образовательной организации должны создаваться условия, обеспечивающие
возможность:
 достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися;


выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, и
через использование возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;



расширения социального опыта и социальных контактов слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, в том числе с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей
здоровья;



учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся;



участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в разработке АООП НОО, проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных
маршрутов обучающихся;



эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП НОО,
формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами
слабослышащих и позднооглохших обучающихся и их родителей (законных представителей),
спецификой образовательной организации;



использования в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа, сурдотехнических средств обучения и средств обучения,
соответствующих
особым
образовательным
потребностям
слабослышащих
и
позднооглохших обучающихся;



обновления содержания АООП НОО, методик и технологий ее реализации в соответствии с
динамикой развития системы образования, запросов слабослышащих и позднооглохших
обучающихся и их родителей (законных представителей);



эффективного управления образовательной
современных механизмов финансирования;



эффективной самостоятельной работы слабослышащих и позднооглохших обучающихся при
поддержке педагогических работников.

организацией

с

использованием

ИКТ,

Календарный учебный график, календарный план воспитательной работы соответствуют
данным подразделам ООП НОО.
План воспитательной работы соответствует данному подразделу ООП НОО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».