Система оценивания в МАОУ СОШ № 8. НОО. Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со второго класса, в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые школой, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз МАОУ СОШ № 8 создается комиссия. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Учащиеся 1-ого класса на повторный год обучения не оставляются. Одним из основных требований к оценочной деятельности является: формирование у школьников умения оценивать свои результаты, сравнивать с эталонами. Система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. При получении начального общего образования рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, которая включает разнообразные методы оценивания, например: - наблюдения за определенными аспектами деятельности обучающихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения, письма, за развитием коммуникативных и др.); - оценку процесса выполнения обучающимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.); - тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний); - оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных; - оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом); - оценку результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников обучающихся и т.п.). На основании Письма Министерства образования России от 25.09 – 2000 № 2021/II – 18: 4-х бальная система: «1» - не используется «5» – не более 1 недочёта «4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов – текущая оценка, 2 ошибки или 4 недочета – итоговая оценка «3» - не более 4 ошибок и 10 недочетов – текущий, 3-5 ошибок, 8 недочетов – итоговый «2» - более 6 ошибок и 10 недочетов – текущий контроль, более 5 ошибок и 8 недочетов – итоговый контроль. Словесная оценка раскрывает динамику результатов его учебной деятельности, анализирует его возможности и прилежание (четкая фиксация успешных результатов, раскрытие причин неудач). Система оценивания планируемых результатов по русскому языку Отметка "5" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем достижения планируемых результатов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры). Отметка "4" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем достижения планируемых результатов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ). Отметка "3" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся достиг планируемых результатов в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Отметку "2" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем достижения планируемых результатов обучающегося составляет менее 50% содержания (неправильный ответ). Задание считается выполненным, если содержит более 65% верных ответов. Контроль уровня достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Нормы оценок, которыми руководствуются учителя начальных классов в своей работе: Диктанты «5» – работа, которая написана аккуратно и без ошибок. «4» – в работе допущены не более 2 орфографических ошибок, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии. «3» – в работе допущены 3—5 орфографических ошибок, работа написана небрежно. «2» – работа, в которой более 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно. Ошибкой в диктанте считают: •нарушение орфографических правил при написании слов; •пропуск, искажение букв в словах; •замену слов; •отсутствие знаков препинания; •неправильное написание словарных слов. За ошибку в диктанте не считаются: •ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались; •единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; •единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: •два исправления; •две пунктуационные ошибки; •повторение ошибки в одном и том же слове. Негрубыми ошибками считаются: •повторение одной и той же буквы в слове; •недописанное слово; •дважды записанное в предложении одно и то же слово. Самостоятельное исправление ошибки обучающимся не учитывается, отметка не снижается. Грамматическое задание. «5» - без ошибок выполнены все задания. «4» - ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. «3» - ученик выполнил правильно не менее 1/2 заданий. «2» – ученик не справился с большинством заданий (или не приступил к их выполнению). Задание считается выполненным, если содержит более 65% верных ответов. Контрольное списывание, письмо по памяти, словарный и терминологический диктанты «5» - в работе нет ошибок и исправлений, работа написана безукоризненно. «4» - в работе имеется 1 ошибка или 1—2 исправления. «3» - в работе допущены 2—3 ошибки. «2» - в работе допущены 4 и более ошибок. Изложения и сочинения а) по содержанию и речевом у оформлению: «5» –— правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности). «4» –правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрытие темы, наличие незначительных нарушений последовательности изложения мыслей, имеются отдельные фактические и речевые неточности, допускается не более трех речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста. «3» – допущены отклонения от авторского текста или отклонение от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, беден словарь, имеются речевые неточности, допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста. «2» - работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторской темы, много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями работы, словарь беден, в работе более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста. б) грамотность «5» - нет орфографических и пунктуационных ошибок, допускается 1—2 исправления. «4» - 2 орфографические и одна пунктуационная ошибка. «3» - 3-5 орфографических и 1—2 пунктуационные ошибки. «2» - более 5 орфографических и 3—4 пунктуационных ошибок. Требования к оцениванию сочинения, эссе № критерия К 1. Соответствие понятию «текст» К2 Соответствие теме содержание Есть не менее 5-6 предложений Есть 7-11и более предложений, связанных общей темой Сочинение соответствует теме, но в нем не прослеживается конкретной цели высказывания. Ученик рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия, но коммуникативный замысел теряется, т.е. балл 1 2 1 2 К3 Формулирование собственной точки зрения и (или авторской позиции) К4 Толкование значения ключевого понятия (слова) К5 Доказательность (аргументированность) К 6. Логичность содержания К 7. Речевое оформление К 8. Общая грамотность К 9. Оформление работы К 10 Своевременная сдача работы прослеживается не во всех частях работы. Ученик рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её 3 раскрытия (отвечает на вопрос, поставленный в теме, размышляет над проблемой или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов. Ученик формулирует свою точку зрения и (или авторскую 1 позицию), но не комментирует её. Ученик выразил своё мнение по сформулированной 2 проблеме, поставленной автором текста согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его. Ученик дал определение, но не прокомментировал его 1 Ученик дал определение и прокомментировал его 2 Ученик привел всего 1 аргумент, опираясь на знание, жизненный опыт. Ученик привел не менее 2 аргументов, опираясь на знание, жизненный опыт или один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. Ученик привел не менее 2 аргументов, один аргумент взят из художественной, публицистической или научной литературы, а второй из жизненного опыта. Текст разделен на абзацы, но логических обоснований для такого разделения нет Текст разделен на микротемы, логически обоснованные. Есть более 4 речевых ошибок Есть более 1 речевой ошибки Есть 1 речевая ошибка или речевые ошибки отсутствуют Допущено не более 7 орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок (в общей сумме) Допущено не более 4 орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок (в общей сумме) Допущено не более 2орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок (в общей сумме) Работа написана неаккуратным, неразборчивым почерком, есть исправления Работа написана аккуратным, разборчивым почерком, есть не более 1 исправления Работа сдана после установленного учителем срока Работа сдана в точно обозначенный учителем срок 1 максимум 24 Перевод баллов в отметку Количество баллов Отметка 6-0 1 18 - 7 2 22 -19 3 22-20 4 24 - 23 5 2 3 1 2 1 2 3 1 2 3 1 2 1 2 Особенности оценивания тестовых работ. Вид теста Критерии успешности Базовый уровень 65% и более правильных Тест (с выбором ответа) ответов 50% и более правильных Тест (со свободным ответов ответом) 55% и более правильных Смешанный тест ответов Повышенный уровень Правильно выполнены задания базового уровня и 50 – 65 % заданий повышенного уровня 5-балльная система 65% - 79% - «3» 80% - 99% - «4» 50% - 69% - «3» 70% - 99% - «4» 55% - 75% - «3» 76% - 99% - «4» «5» Выполнение дополнительных заданий оценивается отдельной отметкой. Рекомендуется выставлять «5», если ученик успешно справился со всеми предложенными заданиями. При верном выполнении части заданий использовать накопительную систему оценки: отмечать количество правильно выполненных дополнительных заданий и за каждые два в текущих тестах и пять в итоговых - выставлять «5». Система оценивания планируемых результатов по литературному чтению Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие: индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное); сформированность навыков ознакомительного, поискового и выборочного чтения; индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного (осознанности чтения); индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости); индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться; ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг; интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения. Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются: замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме); ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений; выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса); выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания; выполнение заданий по ориентировке в книгах; наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.); наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы; наблюдения за читательской деятельностью обучающихя; анализ отзывов обучающихся о прочитанном, презентаций; анализ творческих работ обучающихся (в том числе – входящих в рабочие тетради и в портфель достижений). Следует особо подчеркнуть, что чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам. Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором — четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения. Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя является и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени. МО учителей начальных классов утверждены нормативы беглости и осознанности чтения: Уровни 1 класс Высокий Повышенный Средний Низкий 2 класс Высокий Повышенный Средний Низкий 3 класс Высокий Повышенный Средний Низкий 4 класс Высокий Повышенный 1-я четверть 2-я четверть 3-я четверть 4-я четверть Больше 20 слов Больше 35 слов 16-20 слов 26-35 слов 10-15 слов 20-25 слов Меньше 10 слов Меньше 20 слов Плавное слоговое чтение. Больше 40 слов 36-40 слов 25-35 слов Меньше 25 слов Больше 45 слов 41 - 45 слов 30 - 40 слов Меньше 30 слов Плавное слоговое чтение Больше 55 слов 46 - 55 слов 35 - 45 слов Меньше 35 слов Плавное слоговое чтение Больше 65 слов 56-65 слов 40-55 слов Меньше 40 слов Целыми словами (трудные слова по слогам) Больше 70 слов 61-70 слов 45-60 слов Меньше 45 слов Целыми словами (трудные слова по слогам) Больше 75 слов 66 - 75 слов 50 - 65 слов Меньше 65 слов Целыми словами (трудные слова по слогам) Больше 80 слов 70 - 80 слов 55 - 70 слов Меньше 55 слов Целыми словами (трудные слова по слогам) Больше 85 слов 76 - 85 слов 60 - 75 слов Меньше 60 слов Больше 90 слов 81 - 90 слов 65 - 80 слов Меньше 65 слов Целыми словами Целыми словами Больше 95 слов 86 - 95 слов Больше 105 слов 96 - 105 слов Больше 110 слов 100 - 110 слов Больше 120 слов 105- 120 слов - Средний Низкий 70 - 85 слов Меньше 70 слов 80 - 95 слов 85 - 100 слов Меньше 80 слов Меньше 85 слов Целыми словами 90 - 104 слов Меньше 90 слов Нормы оценок по литературному чтению. Техники чтения: Оценивается чтение по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность. Высокий уровень - если выполнены все 4 требования. Повышенный уровень - если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. Средний уровень - если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования. Низкий уровень - если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка. Устный ответ, письменная работа, практическая деятельность. Отметка "5" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры). Отметка "4" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ). Отметка "3" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Отметка "2" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 50% содержания (неправильный ответ). Чтение наизусть Оценка «5» — твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» — знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» — читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» — нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения. 2. Соблюдение пауз. 3. Правильный выбор темпа. 4. Соблюдение нужной интонации. 5. Безошибочное чтение. Оценка «5» — выполнены правильно все требования. Оценка «4» — не соблюдены 1-2 требования. Оценка «3» — допущены ошибки по трем требованиям. Оценка «2» — допущены ошибки более, чем по трем требованиям. Критериальная шкала по оценке выразительного прочтения стихотворения наизусть. раздел дескриптор Содержание стихотворения понято поверхностно. К1. Содержание стихотворения понято, но не проходит через все Понимание стихотворение содержания Содержание стихотворение понято, на протяжении чтения стихотворения стихотворения создается единство содержания и прочтения. Логические ударения не соблюдаются на протяжении всего прочтения; паузы не выдерживаются, темп речи выбран неправильно. Логические ударения соблюдаются на протяжении всего К2. прочтения; Техничность но паузы не выдерживаются и (или)темп речи выбран исполнения неправильно. Логические ударения соблюдаются на протяжении всего прочтения; паузы выдерживаются, темп речи выбран правильно. Стихотворение прочитано, но интонации не выделены, не К 3. использованы жесты, взгляд и т.д. Артистичность Стихотворение прочитано, интонации выбраны верно , исполнения использованы жесты, взгляд и т.д. Прочитано по книге или со значительными подсказками. К 4. Прочитано с подсказками. Знание текста Прочитано наизусть, без подсказок из вне. Всего Перевод в шкалу оценок 11-10 баллов 9-8 баллов 7-3 балла 2-0 баллов балл 1 2 3 1 2 3 1 2 1 2 3 11 «5» «4» «3» «2» Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова. 2. Подбирать правильную интонацию. 3. Читать безошибочно. 4. Читать выразительно. Оценка «5» — выполнены все требования. Оценка «4» — допущены ошибки по одному какому-то требованию. Оценка «3» — допущены ошибки по двум требованиям. Оценка «2» — допущены ошибки по трем требованиям. Пересказ Оценка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка «4» — допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их. Оценка «3» — пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» — не может передать содержание прочитанного. Система оценивания планируемых результатов по математике Уровни успешности Не достигнут базовый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача Базовый уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания Повышенный уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации 4-балльная шкала «2» ниже нормы, неудовлетворительно 100%-шкала Выполнено менее 50% заданий базового уровня «3» норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) Выполнено 50 – 65% заданий базового уровня «4» хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Выполнено более 65% заданий базового уровня и 50 % заданий повышенного уровня или 100% заданий базового уровня «5» отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Выполнено 90 100% заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня Особенности оценивания тестовых работ Вид теста Базовый уровень Тест (с выбором ответа) Тест (со свободным ответом) Смешанный тест Критерии успешности 5-балльная система 65% и более правильных ответов 50% и более правильных ответов 55% и более правильных ответов 65% - 79% - «3» 80% - 99% - «4» 50% - 69% - «3» 70% - 99% - «4» 55% - 75% - «3» 76% - 99% - «4» Повышенный уровень Правильно выполнены задания базового уровня и 50 – 65 % заданий повышенного уровня «5» - отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Выполнено 90 100% заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня» Отметка "5" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры). Отметка "4" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 71-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ). Отметка "3" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 55-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Отметку "2" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 50% содержания (неправильный ответ). Оценивание работ по математике. Текущий контроль по математике проводится в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Среди тематических контрольных работ особое значение имеют работы, с помощью которых проверяются знания приемов устных вычислений, действий с многозначными числами, измерения величин и др. Если итоговый контроль по математике проводится в форме работ комбинированного характера, которые содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др., то в этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными. Письменная работа, содержащая только примеры «5» - вся работа выполнена без ошибок и исправлений. «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки. «3» - допущены 3-4 вычислительные ошибки. «2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок. Письменная работа, содержащая только задачи «5» - все задачи решены и нет исправлений. «4» - нет ошибок входе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки. «3» -хотя бы 1 ошибка в ходе решения задачи и 1 вычислительная ошибка или вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача. «2» –допущены ошибки входе решения двух задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки. Комбинированная работа (одна задача, примеры) «5» - работа выполнена безошибочно и нет исправлений. «4» –в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки (1-2 вычислительные ошибки). «3» - в работе допущены 2-3 грубые ошибки и 1- 2 негрубые ошибки (ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или 3-4 вычислительные ошибки). «2» –в работе допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы 1 вычислительная ошибка или при решении примеров допущено более 5 вычислительных ошибок. К грубым ошибкам относятся: •вычислительные ошибки в примерах и задачах; •ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий; •неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишние действия); •не доведение до конца решения задачи или примера. К негрубым ошибкам относятся: •нерациональные приемы вычислений; •неправильная постановка вопроса (пояснения) к действию при решении задачи; •неверно сформулированный ответ задачи; •неправильное списывание данных (чисел, наименований); •не доведение до конца преобразований. Комбинированная работа (две задачи и примеры) «5»-работа выполнена безошибочно и нет исправлений. «4»-в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки. «3» –в работе допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3-4 вычислительные ошибки. «2» –в работе допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или в решении примеров и задач допущено более б вычислительных ошибок. Математический диктант «5»-вся работа выполнена без ошибок и исправлений. «4»-не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа. «3»-не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа. «2» -не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа. Оценивание контрольных работ (с разными видами заданий): В этом случае отметки в контрольной работе ставятся по числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка. По количеству полученных отметок за контрольную работу выводится средняя арифметическая, которая и является итоговой и выставляется в классный журнал за то число, когда проводился контроль данный контроль знаний. За отдельно решенные задания отметки выставляются в свободные клетки классного журнала по данной теме. 1.Задание считается выполненным, если содержит более 65% верных ответов. 2.Самостоятельное исправление ошибки обучающимся не учитывается, отметка не снижается. 3.При выведении средней арифметической отметки 4,5 балла считаются за «4», 4,6 и более – за «5». В системе «Гармония» одним из КИМов по математике являются тестовые тетради и сборник «Контрольные работы» (Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырёва). При этом, при выставлении отметок следует ориентироваться только на варианты 1-ого уровня, а за выполнение заданий 2-ого и 3его уровней фиксировать дополнительно только положительные отметки. К выполнению заданий 2-3-его уровней ребёнок приступает после того, как закончит работу 1-ого уровня. При этом он может сам выбирать задания 2-3-его уровня, а учитель оценивает каждое из них положительной отметкой. Ученик, допустивший ошибки в заданиях 1-ого уровня, но успешно справившийся с заданиями 2-3-его уровня, получает отметку за 1-ый уровень и положительные отметки за результаты выполнения задания 2-3-его уровней. При оценке 1-ого уровня контрольной работы следует руководствоваться количеством правильно выполненных заданий: если вариант контрольной работы содержит 5 заданий: «5» ставится за 5 правильно выполненных заданий, «4» - за 4 задания, «3» - за 3 задания. Если вариант контрольной работы содержит 4 задания: «5» ставится за 4 правильно выполненных задания, «4» - за 3 задания, «3» - за 2 задания. Если вариант контрольной работы содержит 3 задания: «5» ставится за 3 правильно выполненных задания, «4» - за 2 задания, «3» - за 1 задание. В административные контрольные работы включаются только контрольные работы 1-ого уровня. Оценка планируемых результатов по окружающему миру В системе «Гармония» одним из КИМов по окружающему миру является тестовая тетрадь (О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин). В проверочные работы включены задания на проверку предметных знаний и умений, а также усвоенных УУД, необходимых при решении разных учебных задач. «5» ставится, если все задания выполнено верно, «4» ставится, если допущены 1-2 ошибки, «3» ставится, если выполнено ½ заданий. Особенности оценивания тестовых работ Вид теста Критерии успешности 5-балльная система Базовый уровень 65% и более правильных 65% - 79% - «3» Тест (с выбором ответа) ответов 80% - 99% - «4» 50% и более правильных 50% - 69% - «3» Тест (со свободным ответов 70% - 99% - «4» ответом) 55% и более правильных 55% - 75% - «3» Смешанный тест ответов 76% - 99% - «4» Повышенный уровень Правильно выполены задания базового уровня и 50 «5» – 65 % заданий повышенного уровня Оценка разных форм работы Требования к оцениванию устного ответа № Балл Содержание Критерий ы Дан ответ не по теме, искажен смысл или текст не 0 воспроизведен. Дан ответ или воспроизведен текст, но имеются К1. несущественные 1 Правильность ошибки. ответа Дан ответ или воспроизведен текст без фактических ошибок с 2 пониманием смысла. Ответ неполный, то есть названа не вся информация, ее необходимо 1 дополнить. К2. Ответ неполный, но дополнений немного и (или) есть Полнота лишняя ответа информация. При наличии презентации к ответу нет 2 комментариев или ученик ее читает. Ответ полный, то есть названа вся информация, дополнений 3 нет. При наличии презентации к ответу, даны самостоятельные комментарии. Ответ непоследователен, нарушена логика, есть повторы, К3. паузы. Последовательность Ответ последовательный, прослеживается логика, сделаны ответа выводы. Допущены ошибки в языковом оформлении. К4. Хорошее владение литературной речью, речевая Культура речи грамотность, выразительность ответа и правильная дикция. Ответ построен по наводящим вопросам. К5. Ответ частично восполнен по наводящим вопросам. Организованность Ответ организован самостоятельно, использован текст для ответа аргументации своего ответа. 1 2 1 2 1 2 3 Перевод баллов в отметку Количество баллов 0-2 3-7 8-10 11-12 Отметка 2 3 4 5 Требования к оцениванию сравнительных таблиц № Содержание Критерий оценивания Не соответствует 1. Соответствие выбранной форме Балл ы 0 Соответствует 1 2 Объекты для сравнения 1 2 3 1 3 Элементы сравнения Указано менее половины объектов Указано более половины объектов Указаны все объекты Указано менее половины элементов сравнения Указано более половины элементов сравнения или допущены недочёты в форме представления Указаны все элементы сравнения Указано менее половины существенных признаков Указано более половины существенных признаков Указаны все существенные признаки Допущена 2 и более ошибок по содержанию Допущена 1 ошибка Заполнены все столбцы и строки без ошибок Использование 1 источника информации Использование различных источников Более 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок Без ошибок или 1 орфографическая и 1 пунктуационная ошибка Неразборчивый, непонятный для восприятия, много исправлений Каллиграфический, понятный, без исправлений 4 5 6 7 8 Существенные признаки Полнота заполнения таблицы Источники информации Грамотность Почерк 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 0 1 0 1 9 Вывод по таблице 10 Своевременность сдачи Итого Перевод баллов в отметку Количество баллов Менее 9 10 -14 15-19 20-22 Вывод не сделан или вывод ошибочный Краткое заключение без обоснования Краткое заключение Развёрнутое, обоснованное заключение Не сдана Работа сдана к следующему уроку Задание сдано в срок мах 0 1 2 3 0 1 2 22 Отметка 2 3 4 5 Требования к оцениванию кластера № Содержание Критерий Не соответствует заданной теме, работа не проверяется Соответствует заданной теме, но информация фрагментарна, есть Содержательная часть фактические ошибки. Соответствует заданной теме, содержание раскрыто полно. информация фрагментарна, информация не носит общего признака, классификация эпизодическая Информация не разделена на смысловые блоки, но при Степень систематизации классификации информации допущены ошибки, Информация системна, разделена на смысловые блоки, верно выявлены классифицирующие признаки Информация расположена хаотично, не установлены причинно следственные связи установлены причинно-следственные связи, но Логика информация не расположена с учетом важности установлены причинно-следственные связи, информация расположена с учетом важности Учащийся показывает знание требований к оформлению кластера, но не соблюдает их полностью, работа не аккуратна. Учащиеся использует один из вариантов расположения Оформление кластера информации, но не оценивает степень эффективности. Есть элементы неаккуратности. Учащийся использует оптимальный вариант Б аллы 0 1 2 1 2 3 1 2 3 1 2 3 Использование дополнительной информации расположения информации (блок-схема, таблица, цветовая палитра и т.д.) Дополнительная информация спорна, научно не доказана Дополнительная информация приведена, интерпретирована и научно обоснована Перевод баллов в отметку Количество баллов Не соответствует заданной теме, работа не проверяется 0-3 4-9 11-10 13-12 1 2 Отметка 2 2 3 4 5 Требования к оцениванию плана № Критерий 1. Уметь ориентироваться в общей композиции текста (определять вступление, основную часть, заключение) 2. Выявить ключевые мысли 3. Определить детализирующую информацию 4. Видеть логико - смысловую последовательность 5. Соблюдать стилистическое единство пунктов плана 6. Уметь составлять разные виды плана 7. Уметь грамотно оформить план 8. Своевременность выполнения работы Перевод баллов в отметку Количество баллов 0 - 4 балла Бал лы Содержание Не ориентируется в общей композиции текста Выделяет верно 1 часть композиции Выделяет верно 2 части композиции Выделяет верно все 3 части композиции Не выделяет ключевые мысли Выделяет верно 1 ключевую мысль Выделяет верно 2 ключевые мысли Выявляет все ключевые мысли Не детализирует информацию Детализирует информацию частично Детализирует информацию полностью Логико- смысловая последовательность нарушена Логико- смысловая последовательность не нарушена Не соблюдает стилистическое единство Соблюдает стилистическое единство Составляет вопросный план Составляет тезисный (цитатный) план Составляет номинативный (проблемный ) план Неграмотно оформляет план Имеет 1 -2 недочета Грамотно оформляет план Работа не сдана Работа сдана к следующему уроку Работа сдана вовремя Отметка 2 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 0 1 0 1 1 2 3 0 1 2 0 1 2 5 - 10 баллов 15- 11 баллов 17-16 баллов 3 4 5 Виды работ, отметки за которые фиксируются в классном журнале Русский зык (письмо): • ведение тетради (оценка выставляется в конце каждой четверти); • контрольная работа; • списывание с печатного текста; • диктант (зрительный, предупредительный, объяснительный, свободный и тд.); • словарный диктант; • терминологический диктант (со 2-ого полугодия 1-го класса), • грамматический разбор; • самостоятельная работа; проверочная работа; • домашняя контрольная работа; • работа по теории; письмо по памяти; • работа по развитию речи; • работа с перфокартой; • устные ответы; • другие виды работ. Чтение: • техника чтения (в конце каждой четверти); • чтение наизусть; устные ответы; • составление плана пересказа (подробный, краткий, цитатный); • пересказы: устный, письменный, краткий, подробный, выборочный, творческий; • составление вопросов; • письменные ответы на вопросы; • лексическая работа; • творческие работы; другие виды работ. Математика: • ведение тетради (оценка выставляется в конце каждой четверти); • математический диктант (устный счет); • контрольная работа; • терминологический диктант; • самостоятельная работа; • проверочная работа; • домашняя контрольная работа; • работа по теории; • работа с перфокартой; • творческая работа; • устные ответы; • другие виды работ. Окружающий мир • ведение тетради (в конце каждой четверти); • терминологический диктант (со 2-го класса); • устные ответы, ответы на вопросы; • контрольная работа; • проверочная работа; тестовые работы; исследовательские работы, проекты; • творческая работа; • работа по теории; • работа с контурными картами; • другие виды работ. Критерии оценки по 5-ти балльной шкале «традиционных отметок», соотнесенных с уровнями успешности Уровни успешности 5-ти балльная шкала Низкий уровень (ниже базового) Выполнено менее 55% заданий. «2» – неудовлетворительно Не решена типовая, много раз отработанная задача. Средний (базовый) уровень «3» – удовлетворительно Выполнено 55-74% заданий. Частично успешное решение (с Решение типовой задачи, подобной тем, незначительной, не влияющей на результат что решали уже много раз, где требовались ошибкой или с привлечением посторонней отработанные умения и усвоенные знания. помощи в какой-то момент решения) Уровень выше среднего (базовый) «4» – хорошо Выполнено 75-94% заданий. - Частично успешно решение (с Решение нестандартной задачи, где незначительной ошибкой или с потребовалось: привлечением посторонней помощи в какой – либо применить новые, получаемые в то момент решения) данный момент знания; - Полностью успешное решение (без – либо прежние знания и умения, но в ошибок и полностью самостоятельно) с новой, непривычной ситуации некоторыми недостатками «5» – отлично - полностью успешное решение (без Повышенный уровень (базовый) ошибок Выполнено 95-100% заданий. и полностью самостоятельно) - частично успешное решение (с незначительной ошибкой) Высокий уровень Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей: - полностью успешное решение (без – либо самостоятельно добытых, не ошибок полученных на уроках знаний; и полностью самостоятельно) – либо новых самостоятельно - частично успешное решение (с приобретенных умений незначительной ошибкой) или с - применение полученных знаний в привлечением посторонней помощи в какой нестандартной ситуации то момент решения) - практическое применение знаний (на основе УУД) Оценка комплексной работы Уровни успешности Не достигнут базовый уровень Не решена типовая, много 4-балльная шкала «2» ниже нормы, неудовлетворительно 100%-шкала Выполнено менее 50% заданий базового уровня раз отработанная задача Базовый уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания «3» норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) Выполнено 50 – 65% заданий базового уровня Повышенный уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «4» хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)) Выполнено более 65% заданий базового уровня и 50 % заданий повышенного уровня или 100% заданий базового уровня «5» отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно Выполнено 90 - 100% заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов Вид Стартовая работа (стартовый контроль) Время проведения Содержание Формы и виды оценки Начало сентября. Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося (при наличии), в классном журнале (при наличии положительного результата). Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебных задачи. Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции. Направлена, с одной стороны, Учащийся оценивает задания, Проводитс я на входе и выходе темы при освоении способов Диагност действия ическая /средств в работа учебном (стартовый и предмете. текущий Количеств контроль) о работ зависит от количества учебных задач. Самосто После ятельная работа (текущий контроль) диагностики. Проверо чная работа (текущий контроль) Проводитс я после решения учебной задачи. Коррекция Посещение консультаций Промежуто чная и (или) итоговая аттестация) Конец апреля-май Предъявлен ие (демонст рация) достижений ученика за год Май месяц на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубления текущей изучаемой учебной темы. Проверяется уровень усвоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни: 1)формальный; 2)рефлексивный (предметный); 3)ресурсный (функциональный). Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из 3 заданий, соответствующих трем уровням. Решает проблемы и трудности обучающихся в обучении. Ставит задачу обучения обучающихся задавать вопросы. Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: объём выполненной работы; достижения и трудности в работе; оценивает уровень выполненной работы. Учитель проверяет и оценивает выполненные задания по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяет свои дальнейшие. Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия. Фиксируется учителем в электронном журнале. Оценивание по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы. Особенность этой формы оценки в смещение акцента с Каждый обучающийся в конце того, что учащийся не знает и не года демонстрирует умеет, к тому, что он знает и (показывает) чему научился, умеет по данной теме и данному чего достиг, что умеет делать. предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку Комментарий к таблице: Требования к инструментарию оценки результатов качества образования обучающихся: Уровень образовательной организации (на ученическом уровне) инструментарий ориентирован прежде всего: - на самооценку собственных учебных действий учащегося; - на выработку критериальной основы для оценки действий; - на рефлексивный характер действий обучающихся; - на действия ученика по запросу на экспертную оценку взрослого (учителя). Ключевой объект оценки - учебные и иные действия обучающегося. На педагогическом уровне осуществляется два вида оценок. Для формирующего оценивания внимание учителя и ученика фокусируется в большей степени на отслеживании и улучшении учения, даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение; ориентироваться на качественную оценку действий обучающихся, работают на улучшение качества учения, носит непрерывный (цикличный) характер продолжающегося процесса, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии; ориентирован на все виды образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные результаты). Инструментарий для оценки индивидуального прогресса направлен на оценку зоны ближайшего развития и «индивидуальный темп» освоения учащимся предметного содержания и служит средством сопровождения образовательного процесса, акцентирует внимание на мере овладения средствами (общими способами действия), ориентируется на предметные линии, которые задают способ развертывания учебного предмета на протяжении обучения; обеспечивает два вида прогресса: линейный и уровневый. Первый – это рост эффективности в решении задач достигнутого уровня, когда ученик остается на одном уровне. Второй – проявление способности решать задачи более высокого уровня, чем удавалось раньше. Для того чтобы делать выводы об изменениях, которые происходят с учащимся (о приросте в мышлении и понимании при изучении предмета), собираются данные двух и более срезов в течение учебного года по одним и тем же параметрам. Инструментарий для оценки стартовых возможностей обучающихся в обучении на начало года ориентирован на два типа заданий: актуального уровня знаний и способов/средств предметных действий и «зоны ближайших» знаний и способов/средств предметных действий, которые должны быть освоены в текущем учебном году, т.е носить прогностический характер; позволяет самостоятельно учащимся построить план действий по ликвидации проблем и трудностей, возникших после «старта»; выявляет способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения; позволяет построить в классе «карту» движения в учебном предмете на предстоящий учебный год. Устанавливает стартовые образовательные возможности обучающихся после длительного перерыва на начало учебного года. Итоговая оценка образовательных результатов обучающихся носит комплексный и интегральный характер (совокупность пяти субтестов: математической, языковой, естественнонаучной, художественной грамотности и грамотности чтения) и позволяет оценить меру присвоения основных средств/способов действия, предусмотренных программой начальной школы по ключевым предметам учебного плана; отражает три уровня опосредствования (меру присвоения средств): формальный, предметный и функциональный и позволяет оценить действия ребенка отдельно по каждому уровню построить индивидуальный профиль каждого ребенка, по которому можно определить прогресс в обучении; каждому уровню соответствует определенный тип тестовых задач. Предметные результаты представляют набор учебно-предметных компетентностей знаний и описываются через ряд определенных видов грамотности1: математическая; языковая, естественно – научная, художественная – эстетическая, социально-политическая, Предметная грамотность понимается как набор культурных предметных способов действий, которые осваивается через три уровня опосредствования (формальный, предметный и функциональный) 1 технологическая грамотности, грамотность чтения; грамотность здорового образа жизни и безопасности. Два уровня получения результатов: 1) базовый уровень – «выпускник научится» (Задание типа: «читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона» и др.) 2) повышенный уровень – «выпускник получит возможность» (Задание типа: «планировать несложные исследования, сравнивать и обобщать информацию, классифицировать числа по одному или несколькими основаниям, объяснять свои действия» и др. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей). Особые ситуации – исключения из общих правил уровней успешности по предметам «Русский язык» и «Математика»: 1. Русский язык – диктант в начальной школе. Сам диктант как вид работы может быть отнесен к необходимому уровню, при проверке учитываются только изученные орфограммы (неизученные учитель должен проговаривать). Поэтому отметка за безошибочно написанный диктант необходимого уровня в пятибалльной системе должна быть не «4», а «5» – в соответствии с Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результата обучения в начальной школе» (№ 1561/14115 от 19.11.98 г.). 2. Русский язык – изложение и сочинение. Сами эти формы работы могут быть отнесены к программному уровню (действие в нестандартной ситуации). Отметки за них выставляются в соответствии с тем же Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ. 1. Математика – контрольные работы. Первые задания контрольных работ проверяют отработанные в теме вычислительные навыки и относятся, таким образом, к необходимому уровню (действие в стандартной ситуации). Однако объявлять максимальной отметкой за такие задания «4» по пятибалльной системе несправедливо по отношению к ученикам, которые все решили верно. Поэтому для данных заданий в контрольных работах делается исключение. Максимально возможной отметкой за них может являться «5» по пятибалльной системе. Сроки промежуточной аттестации устанавливаются на основании «Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной обучающихся, с целью определения степени усвоения учебного материала по предметам учебного плана в соответствии с образовательными программами», решения педагогического совета, утверждённые Приказом директора школы. Контрольные работы для 2-4 классов проводятся с апреля по 25 мая. Итоговыми работами в 4-х классах считаются Всероссийские проверочные работы.