Положение о наставничестве работников МАОУ СОШ № 8-2025.pdf

Принято
на заседании
педагогического совета
МАОУ СОШ № 8
Протокол № 94
от 27. 08. 2025 г

Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ № 8
го Верхний Тагил
______________(В. В. Гайдамака)
Приказ № 1
от 01. 09. 2025 г.

Согласовано
Школьным советом
МАОУ СОШ № 8
Протокол № 7
от 01.09. 2025 г

Согласовано
Советом родителей (законных
представителей) МАОУ СОШ № 8
Протокол № 21
от 28.08. 2025 г

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве работников
МАОУ СОШ № 8

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о наставничестве работников МАОУ СОШ № 8 (далее –
Положение) регламентирует порядок организации наставнической деятельности среди
работников МАОУ СОШ № 8 (далее – организация, образовательная организация), в том
числе правила разработки и реализации программ наставничества, ее мониторинга.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», законодательством РФ и Свердловской области
в сфере образования, локальными нормативными актами образовательной организации.
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков,
компетенций,
метакомпетенций
и ценностей
через
неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие
с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные
и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки
и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
«обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в образовательных организациях.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования
эффективной
системы
поддержки,
самоопределения
и профессионального
развития работников организации.
2.2. Задачи внедрения наставничества:


улучшение показателей организации
социокультурной и спортивной сферах;

в образовательной,

воспитательной,

создание психологически комфортной среды для адаптации, развития и повышения
квалификации работников, увеличение числа закрепившихся в профессии кадров;
 обеспечение
способов эффективного обмена личностным, жизненным
и профессиональным
опытом
для
каждого
субъекта
образовательной
и профессиональной деятельности организации;
 формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной
организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения.


3. Порядок организации наставничества
3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у обучающихся
и работников, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются из числа работников организации и приглашенных
специалистов из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными
и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе
и пользующихся авторитетом в коллективе.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года
в зависимости от его задач и запроса наставляемого.
3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного наставляемого)
и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на группу наставляемых).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, (в том числе в виде подписания
дополнительного соглашения к трудовому договору о выполнении дополнительной работы
по наставничеству) и лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности,
командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, по другим
веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае
неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей,
предусмотренных настоящим положением, или по решению руководителя организации.
3.8. Результатами эффективного наставничества считаются:
улучшение показателей организации: образовательных, спортивных, культурных;
развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
улучшение психологического климата образовательной организации, создание
психологически комфортной и плодотворной среды развития работников;
 привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных
образовательных и социальных программ образовательной организации;
 уменьшение текучести кадров образовательной организации.




3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества предусматривается:




объявление благодарности, награждение почетной грамотой;
материальные поощрения в соответствии с локальными нормативными актами
школы.

4. Руководство наставничеством
4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на ответственного за
функционирование
системы
наставничества
работников,
который
назначается
распорядительным актом руководителя образовательной организации.
4.2. Ответственный за функционирование системы наставничества работников осуществляет
следующие функции:
ведение и корректировку баз наставников и наставляемых;
организацию обучения наставников;
контроль реализации программ наставничества, в том числе в виде мониторинга;
решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
наставничества;
 получение и анализ обратной связи от участников программы.





4.3. Ответственный за функционирование системы наставничества работников уполномочен:









определять кандидатуру наставника и наставляемого;
определять число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
определять срок наставничества (реализации программы наставничества);
осуществлять контроль деятельности наставника и деятельности наставляемого,
вносить
необходимые
изменения
и дополнения
в процесс
работы
по наставничеству, программу наставничества;
вносить предложения о замене наставника;
вносить предложения о поощрении наставника;
обеспечивать своевременное представление надлежаще оформленных документов
по итогам наставничества.

5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник имеет право:
вносить
предложения
ответственному
за
функционирование
системы
наставничества работников или руководителю структурного подразделения,
в котором работает наставляемый, о создании условий для совместной работы;
 требовать от наставляемого, выполнения указаний по вопросам, связанным с его
деятельностью и реализацией программы наставничества;
 осуществлять контроль деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий, поручений и качества выполненной работы;
 обращаться с заявлением к руководителю образовательной организации с просьбой
о сложении с него обязанностей наставника конкретного лица, в отношении
которого осуществляется наставничество.


5.2. Наставник обязан:
















составить и реализовывать программу наставничества;
руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных нормативных
актов организации при осуществлении наставнической деятельности;
способствовать формированию у наставляемого высоких профессиональных
и морально-психологических качеств;
оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей, ознакомлении
с основными
направлениями
деятельности,
полномочиями
и основами
корпоративной культуры;
оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и локальных
нормативных актов организации, регламентирующих исполнение должностных
обязанностей наставляемого;
способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов
качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных ошибок;
передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства,
обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам
работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива образовательной
организации;
способствовать
формированию
у наставляемого
дисциплинированности
и исполнительности,
нацеленности
на результативную
работу,
рост
производительности труда, проявлению требовательности в вопросах соблюдения
норм профессиональной этики;
докладывать ответственному о процессе адаптации наставляемого, его
достижениях, результатах реализации программы развития.

6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией
программы наставничества;
 вносить предложения по корректировке программы наставничества;
 обращаться к ответственному с ходатайством о замене наставника.


6.2. Наставляемый обязан:








выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при
реализации программы наставничества;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
участвовать в общественной жизни коллектива образовательной организации.

7. Разработка программы наставничества

7.1. Программа наставничества (далее – программа) разрабатывается наставником или
ответственным за функционирование системы наставничества работников, другим
работником, назначенным руководителем образовательной организации, в соответствии с
Положением, локальными нормативными актами организации и запросом наставляемого.
7.2. Программа носит срочный характер, срок ее реализации определяется запросами
потенциальных наставляемых в данный период с возможностью пролонгации при
необходимости. Программа может корректироваться наставником и ответственным при
обязательном согласовании с участниками исходя из специфики ситуации.
7.3. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для
удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов формы, методы
и приемы
организации
наставничества,
учитывая имеющиеся
у образовательной
организации ресурсы.
7.4. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже.
Структура программы
№п/п

Элементы программы

Содержание элементов программы

1

Пояснительная записка

Цель и задачи программы наставничества в
соответствии
с
выявленным
запросом
наставляемого

2

План-график
программы

3

Мониторинг
эффективности Описание содержания, этапов
реализации программы
мониторинга
и ответственных
проведение

4

Приложение

реализации Таблица
с мероприятиями
и сроками
реализации
программы,
ответственными,
описанием итогового или контрольного
события, результата
и сроков
за его

Анкеты, опросники, справки, иные материалы,
необходимые для реализации программы

7.5. Программа утверждается ответственным за функционирование системы наставничества
работников после согласования с руководителем организации.
8. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
8.1. Мониторинг реализации программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
наставляемых.
8.2. Мониторинг реализации программы наставничества осуществляется на основе
анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком, установленным
программой.

8.3. В целях обеспечения открытости реализации модели
образовательной организации размещается и своевременно
информация:

наставничества на сайте
обновляется следующая

реестр наставников;
мини-портфолио наставников;
перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы
наставничества;
 анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели
наставничества, и др.




9. Порядок прекращения наставничества
9.1. Наставничество завершается по истечении срока, на который оно было установлено.
9.2. Работник имеет право досрочно отказаться от наставничества, а работодатель —
досрочно его отменить, предупредив об этом другую сторону не менее чем за три рабочих
дня. Для этого наставник подает заявление, а работодатель вручает ему уведомление о
прекращении наставничества. Досрочное прекращение наставничества работодатель
оформляет приказом, с которым знакомит наставника и наставляемого под подпись.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».