14. РП КВД Азбука экологии. 1 - 4 классы

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_________ Ившина КС
28.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МАОУ СОШ № 8
________(Солуянова МВ)
28.08.2024 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ СОШ № 8
_______ (В. В. Гайдамака)
Приказ № 231 от 29.08.2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности

«АЗБУКА ЭКОЛОГИИ»
начальное общее образование
для 1 – 4 класса

Составители:
Орлова ТН, Чекалина ЕС, Киселева СГ, Яковлева СВ,
Щур Т. П., Шимановский И. А., Гуль ЕВ учителя начальных классов

Верхний Тагил, 2024 г

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука экологии» (все направления
внеурочной деятельности) на уровне начального общего образования составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 8 (включая
программу воспитания), иных локальных актов МАОУ СОШ № 8, примерной образовательной
программы «Естествознание. Азбука экологии», одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол) от 26 октября 2020 № 4/20.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука экологии» предназначена для
обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных школ.
Актуальность рабочей программы курса внеурочной деятельности (далее - КВД) «Азбука
экологии» (далее – Программа) определяется формирующимся на современном этапе видением
перспектив развития общества, условий предотвращения глобального экологического кризиса, а
также новых требований к педагогической деятельности. В современных социокультурных
условиях изменяются цели, задачи и содержание экологического образования, акцент переносится
на формирование экологической культуры личности как результат экологического образования.
Экологическое образование – процесс приобщения индивида к культурному опыту человечества по
взаимодействию с окружающей средой.
Программа ориентирована на формирование у обучающихся знаний, установок, личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление экологического типа мышления,
экологической культуры как необходимого элемента общей культуры современного человека.
Экологическая культура представляет собой совокупность личностных характеристик
человека, отражающих состояние гармонии с природой, социумом и собственным внутренним
миром через развитие экологического сознания, эмоционально-нравственного и деятельностнопрактического отношения к окружающей среде. Формирование у детей младшего школьного
возраста экологической культуры требует интеграции содержания экологического, духовнонравственного, патриотического, эстетического воспитания.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою
экологическую грамотность, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного
образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник
духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Основная цель настоящей Программы – формирование у обучающихся экологической
культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на её интеллектуальную,
эмоционально-чувственную и деятельностную сферы; воспитание чувства ответственности за свои
действия в природе, базирующегося на знании закономерностей протекания природных процессов.
Задачи программы:
- формировать у младших школьников систему экологических ценностей как базового
компонента экологической культуры, умение различать универсальные (всеобщие) и утилитарные
ценности;
- формировать у обучающихся потребности познания окружающего мира и своих связей с
ним; экологически обоснованных потребности, интересы, нормы и правила (в первую очередь
гуманного отношения к природному окружению, к живым существам);
- формировать экологическое сознание, основанное на гуманном, ценностном отношении к
природе;
- формировать умения навыки и опыт применения экологических знаний в практике
взаимодействия с окружающим миром;
- формировать культуру взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной,
основу которой составляют духовно-нравственные ценности;
- развивать эмоционально-чувственную сферу, эмпатию, нравственно - эстетическое
отношение к окружающей среде;
- создавать условия для формирования и реализации обучающимися активной
созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к самостоятельным
продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического выбора.

- создавать условия для формирования начал экологической компетентности.
Общая характеристика курса.
Программа отражает стратегию государственной политики в области экологического
образования, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности населения, отражённую в документе «Основы государственной политики в области
экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждено Президентом
Российской Федерации 30.04.2012). В тексте Конституции РФ (Ст.114) среди обязанностей
Правительства Российской Федерации выделяется создание «условий для развития системы
экологического образования граждан, воспитания экологической культуры» (п. е.6).
Программа опирается на научные подходы и теоретические положения по организации
процесса экологического образования (С.В. Алексеев, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, С.Н.
Николаева, А.А. Плешаков и др.).
Программа построена с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на
формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста:
- экологические, социальные и экономические условия;
- общий уровень экологической культуры сообщества, соответствующие традиции,
влияющие на образовательную среду;
- возрастные психофизиологические особенности обучающихся; специфика восприятия и
отношения к своему социоприродному окружению;
- ведущий вид деятельности младших школьников, особенности коммуникации с миром
людей, природы, предметов;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте ценностные установки,
поведенческие модели, привычки;
- материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы образовательной организации.
Организация работы по реализации Программы должна строиться на основе ряда
общепедагогических и частных принципов:
- научная обоснованность, системность, последовательность;
- возрастная и социокультурная адекватность;
- практическая целесообразность;
- системно-деятельностная организации обучения и воспитания;
- междисциплинарность экологического знания, базирующаяся на комплексном подходе к
познанию и развитию человека, общества, природы;
- интеграция содержания различных видов экологически ориентированной деятельности
младших школьников;
соблюдение
требований
информационной
безопасности
младших
школьников;
- краеведческая направленность.
Основные направления содержания Программы определяются в соответствии с
направлениями экологического образования, отражающего содержание науки экологии.
Основные направления образовательной деятельности в рамках Программы:
- вовлечение учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению и
сохранению ближайшего природного окружения;
- воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных
представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
- освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и
человеку;
- становление начального опыта защиты природной среды;
- развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятияокружающего мира.
Места курса «Азбука экологии» в учебном плане.
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности экологической и естественно-

научной направленностей. Программа рассчитана на 4 года, 1351 часов: в 1 классе 33 ч, со 2
по 4 классы – по 34 ч в год (1 ч в неделю).
Основные формы организации образовательной деятельности:
• тематические занятия, направленные на формирование экологической культуры и
бережного отношения к природе;
• исследовательская работа;
• беседы (проблемные, эвристические);
• экскурсии, практические занятия в ближайшем природном и социоприродном окружении
(пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и пр.);
• виртуальные путешествия;
• мини-проекты;
• конкурсы экологической направленности;
• образовательные ситуационные игры;
• издание брошюр, буклетов, листовок и др.
Основные виды деятельности обучающихся:
• учебная,
• учебно - исследовательская,
• проектная,
• образно-познавательная,
• креативная,
• игровая (ролевые, дидактические, ситуационные, деловые игры),
• эколого-этическая,
• рефлексивно-оценочная, регулятивная,
• общественно полезная (природоохранная) деятельность,
• коммуникация со сверстниками и взрослыми (проблемно-ценностное и досуговое
общение),
• моделирование, анализ ситуаций, наблюдение,
• участие в акциях и др.
Курс «Азбука экологии» дополняет и углубляет знания обучающихся, полученные в ходе
изучения учебного предмета «Окружающий мир», ориентирован на развитие функциональной
грамотности, универсальных учебных действий, формируемых средствами всех учебных
предметов.
Ценностных ориентиры содержания курса.
- Безопасность природы и человека как ключевая универсальная социальная ценность, без
которой значимость других ценностей оказывается под вопросом.
- Природа как одна из основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Экологическая культура как компонент культуры общества, как самоценность и как
способ защиты идеалов, ценностей человека и человечества.
- Патриотизм как нравственная норма, проявление чувства любви к Родине, понимания
сопричастности к настоящему и будущему своей страны и родного края.
- Ценность научного знания; осуществление стремления человека к самостоятельному
познанию окружающего мира; формирование познавательных интересов.
- Гражданственность как интегративная, комплексная характеристика личности человека,
как характеристика гражданско-патриотической позиции человека, его ценностной ориентации,
подразумевающая ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
- Осознание себя частью природного мира; развитие интереса к природе, природным
явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; формирование
бережного гуманного отношения ко всему живому и
нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, к жестокому обращению с
животными; приобретение элементарного опыта природоохранной деятельности.
- Нравственный выбор и ответственность человека по отношению к природе; проявление
любви, сострадания и милосердия ко всему живому.
1

Количество часов может быть изменено в связи с изменениями в учебном плане образовательной организации.

Планируемые результаты освоенияучебного курса.
Анализ путей и прогнозируемых итогов формирования компонентов экологической культуры
личности (экологическое сознание, естественно-научное знание, экологическая компетентность,
эмоционально-чувственный и нравственный компоненты, эстетическое отношение к окружающему
миру, опыт экологической деятельности) на уровне начального общего образования позволяет
определить планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за
свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• понимание и принятие следующих базовых ценностей: «родина», природа»;
• понимание необходимости выполнять нормы, правила, требования предъявляемые
обществом;
• понимание ответственности за совершение правонарушений и неотвратимости наказания;
духовно-нравственного воспитания:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения
окружающей среды;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• антикоррупционного сознания через:
- формирование понятий «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло» и т.п;
- формирование нравственных представлений: долг, ответственность, совесть и т.п.;
эстетического воспитания:
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с миром природы;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• установка на здоровый образ жизни;
• реализация данной установки в реальном поведении и поступках;
экологического воспитания:
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в
своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего
поведения;
• формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира;
• развитие любознательности и формирование интереса к изучению при роды методами
естественных наук;
• познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает
в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный
вклад в деятельность группы;проводить самооценку уровня личных учебных достижений
Познавательные:
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей
младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования
(опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и

отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации,
представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные:
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации,
корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с
обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- сформированность представлений об экологии как об одном из важнейших направлений
изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как о важнейшем элементе
культурного опыта человечества;
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой при- роды, между
живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение
базовых естественно-научных знаний, не- обходимых для дальнейшего изучения систематических
курсов естественныхнаук; формирование элементарных исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в
природной и социоприродной среде;
- осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей
среды.
Среди результатов экологического образования также можно выделить формирование
готовности защищать и оберегать природу, восприятие окружающего мира обучающимися как
объекта их постоянной заботы. Формирование экологической культуры тесно связано с развитием у
детей способности к самоограничению своих потребностей на основе становления экологического
мировоззрения, усвоения принципов экологической этики.
На уровне начального общего образования на первое место выдвигается опыт применения
формируемых при изучении учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных
ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения в учебной деятельности и
повседневной жизни. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого
противоречия экологического сознания данного возраста «хочу – нельзя» и его эмоционального
переживания.
Содержание учебного курса
Основным источником формирования содержания учебного курса выступает экологическая
культура как синтез научного знания, экологических норм.
Содержание учебного курса обеспечивает становление экологического сознания
обучающегося, совокупности чувств, взглядов и представлений о проблемах взаимосвязей в
природе и в системе взаимоотношений «человек (общество) – природа», о путях их оптимального
решения в соответствии с социальными и природными возможностями. Данное направление
содержания Программы базируется на естественно-научном и обществоведческом знании,
формирующем у младших школьников взвешенное, грамотное понимание окружающего мира и
разумное отношение к явлениям и процессам, происходящим в нём. Содержание Программы также
направлено на формирование экологической компетентности, которая проявляется в
демонстрируемых обучающимся умении и способности пользоваться экологической информацией,
решать творческие задачи, выполнять проектные работы, анализировать информацию, включаться в
экологическую деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными
группами. Экологическая компетентность предполагает грамотное и гуманное отношение к природе, мобилизацию усилий для разрешения экологических проблем, соотнесение своих целей и
способов жизнедеятельности с потребностями общества и природных сообществ.
Содержание Программы ориентировано на эмоционально-чувственный мир личности
младшего школьника, формирование чувства меры, эстетического отношения к природному миру.
Содержание Программы обеспечивает возможность накопления обучающимися опыта
экологической деятельности, включающей все виды и формы деятельности людей, в том числе и

духовные, эмоционально-интеллектуальные, нацеленные на достижение гармонии взаимодействия
с природой и способствующие формированию экологического сознания.
Основу содержания Программы составляют базовые экологические понятия:
• наука экология (первоначальные представления);
• место обитания живых существ;
• условия существования живых существ;
• черты приспособленности живых существ к условиям жизни;
• взаимосвязи в природе;
• взаимоотношения живых существ между собой и с объектами неживой природы;
• цикличность природных процессов;
• биоразнообразие.
Данные понятия являются основой для изучения различных экосистем (в том числе экосистем
региона), биосферы, эволюции жизни, циклических природных процессов, преобразующей
деятельности человека, современных экологических проблем локального и глобального уровня,
путей их преодоления, места каждого человека в их решении.
Содержание программы обеспечивает подготовку обучающихся к участию в международных
исследованиях качества естественно-научного образования (например, TIMSS), предполагающих
глубокие знания по ряду вопросов: история Земли, природные ресурсы, влияние условий
окружающей среды на живые организмы, позитивное и негативное влияние людей на мир природы,
виды взаимоотношений живых организмов в природных сообществах и др.
При составлении Программы использован концентрический принцип построения содержания.
С 1 по 4 класс происходит расширение и углубление представлений обучающихся по темам
программы. Младшие школьники учатся применять освоенные знания для решения экологоориентированных учебно-познавательных и учебно-практических задач, повседневных проблем,
реализуют накопленный опыт при участии в акциях, конкурсах экологической направленности,
издании листовок и т.д.
Первый класс
Что такое экология? Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей
их средой, между человеком и природой. Организмы иокружающая среда.
Растения и животные ближайшего окружения. Знакомство с растениями и животными
родного края, особенностями их внешнего вида, жизни, происхождением названий.
Места обитания и среды обитания растений и животных. Что такое место обитания. Места
обитания знакомых растений и животных: лес, луг, река, город. Среды обитания: наземновоздушная, водная, почвенная.
Условия существования живых организмов. Воздух, вода. Солнце как источник тепла и
света для живых существ. Значение природных компонентов в жизни растений, животных,
человека. Благоприятные и неблагоприятные условия существования живых организмов.
Цикличность природных процессов.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: хвойные и цветковые; культурные и
дикорастущие; строение растений разных мест обитания. Многообразие животных: насекомые,
рыбы, птицы, звери; дикие и домашние животные; строение животных, живущих в разных средах
обитания. Природное многообразие как ценность и как условие, без которого невозможно
существование человека.
Экологические связи в природе. Экологические связи в природных сообществах (на
примере разных мест обитания, растений и животных родного края). Экологическая целостность
мира (на примере разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри
живой природы, между природой и человеком). Последствия нарушения связей в природе.
Экологически целесообразное поведение людей в природном окружении, экологические правила.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем.
Природоохранная деятельность людей.
Человек и природа. Как природа влияет на человека? Красота природы. Что нужно человеку
для жизни. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Источники загрязнения
воздуха, воды, почвы.

Второй класс
Что такое экология? Экологические знания как основа деятельности людей по охране
природы. Экологические знания как основа изучения природных сообществ. Экология леса,
луга, почвы, водоёмов. Биоценоз, экосистема.
Растения и животные ближайшего окружения. Что растёт и кто живёт на пришкольном
участке, в парке, у реки. Растения и животные родного края. Наиболее характерные
отличительные признаки схожих видов.
Места обитания и среды обитания растений и животных. Место Земли во Вселенной и
Солнечной системе. Строение Земли. История развития жизни на Земле. Ископаемые останки.
Места обитания. Составление описания места обитания. Общие черты растений и
животных, живущих в одной из сред обитания: наземно-воздушной, водной, почвенной.
Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и живой природы.
Необходимые условия существования живых организмов, роль воздуха, воды, света, тепла в
жизни растений, животных, человека. Черты приспособленности растений, животных.
Поведение животных, обеспечивающее выживание в разных условиях (миграция, зимняя
спячка, гибернация и др.). Сезонные изменения в природе. Цикличность природных процессов.
Причины цикличности. Жизненный цикл животных (детство, юность, зрелость и старость).
Продолжительность различных жизненных стадий и продолжительность жизни организмов.
Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы растений. Многообразие
животных: группы животных. Грибы, их строение и питание. Разнообразие грибов.
Многообразие растений и животных в природных сообществах. Биоразнообразие как
основа устойчивости природных сообществ.
Экологические связи в природе. Производство растениями питательных веществ под
действием солнечного света. Выявление экологических связей в природе. Понятия «цепь
питания», «пищевая сеть». Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для
охраны природы. Непищевые связи в природе. Определение последствий нарушения связей в
природе. Оценка поведения людей в природном окружении с точки зрения экологической
целесообразности. Составление экологических правил.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем.
Природоохранная деятельность людей. Охраняемые природные территории: заповедники,
национальные парки.
Человек и природа. Современный рельеф Земли. Горные породы. Положительное и
отрицательное влияние человека на природу. Роль человека в сохранении экосистем.
Третий класс
Что такое экология? Экологические знания как основа деятельности людей по охране
природы. Биоценоз, экосистема, биосфера. Биосфера как самая крупная экосистема Земли.
Экосистемы родного края.
Растения и животные ближайшего окружения. Флора и фауна Земли. Влияние растений
и животных на компоненты живой и неживой природы, хозяйственную деятельность человека
(разрушение горных пород растениями, защита растениями почвы от эрозии, вредители
сельскохозяйственных растений и др.).
Места обитания и среды обитания растений и животных. История развития жизни на
Земле. Периодизация развития жизни. Продолжительность формирования биосферы.
Специфика наземно-воздушной, водной, почвенной сред обитания. Соотнесение растений и
животных с определёнными местами и средами обитания, экосистемами. Взаимосвязи между
строением растений, животных, грибов и особенностями среды, в которой они обитают.
Определение особенностей строения организмов, обеспечивающих адаптацию к среде.
Биотические и абиотические факторы среды обитания.
Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и живой природы.
Необходимые условия существования живых организмов, роль воздуха, воды, света, тепла в
жизни растений, животных, человека. Черты приспособленности растений, животных. Сезонные
изменения в природе. Цикличность природных процессов. Круговорот веществ в природе.
Круговороты как механизм жизнеобеспечения планеты Земля.

Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы растений. Многообразие
животных: группы животных. Разнообразие внешнего строения растений, животных внутри
групп. Разнообразие черт приспособленности растений и животных к жизни в различных средах
обитания, условиям жизни. Защитные приспособления у растений и животных как проявление
тесной связи организмов с окружающей их средой. Биоразнообразие как основа устойчивости
природных сообществ.
Экологические связи в природе. Пища для растений и животных как источник энергии
для жизнедеятельности, роста и развития. Особенности питания животных, группы животных по
типу питания. Роль живых организмов в пищевой цепи. Моделирование простых пищевых цепей
для знакомых экосистем. Экологическая пирамида. Конкуренция в экосистемах.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем. Способы
решения экологических проблем (на примере проблем загрязнения воды, воздуха, накопления
мусора). Повседневная экологоориентированная деятельность.
Человек и природа. Эволюция человека, его место среди других живых организмов.
Адаптация человека к среде обитания. Преобразование человеком природной среды:
естественные и искусственные биоценозы. Город – место обитания человека. Человек и
экологические проблемы. Потребности человека. Что нужно человеку для жизни. Воздействие
человека на окружающий мир. Природа как природный ресурс. Классификация природных
ресурсов. Полезные ископаемые. Человек как основной преобразующий фактор природы,
нарушение связей в природе в результате человеческой деятельности. Естественный круговорот
веществ и искусственные материалы.
Четвёртый класс
Что такое экология? Экология. Локальные и глобальные экологические проблемы.
Классификация экологических проблем. Экологические проблемы родного края и пути их
решения.
Растения и животные ближайшего окружения. Черты приспособленности растений и
животных к взаимодействию с биотическими и абиотическими факторами. Роль определённых
организмов в круговороте веществ в экосистеме.
Места обитания и среды обитания растений и животных. Экологические проблемы,
связанные с деятельностью человека по изменению места и среды обитания растений и
животных: деградация и разрушение почв в условиях города, в результате сельхозработ,
отчуждение почв; вырубка лесов; загрязнение водоёмов; опустынивание земель. Охрана почв,
водоёмов, лесов, лугов.
Условия существования живых организмов. Цикличность природных процессов.
Круговороты веществ в природе. Приспособление живых организмов к изменяющимся
условиям.
Разнообразие живой природы. Флора и фауна Земли. Причины и значение видового
разнообразия организмов. Разнообразные черты приспособленности растений и животных к
жизни в различных средах обитания, условиям жизни. Биоразнообразие как основа
устойчивости природных сообществ.
Экологические связи в природе. Глобальный характер экологических проблем
современности (парниковый эффект, вырубка экваториальных лесов, загрязнение вод Мирового
океана). Связь глобальных и локальных экологических проблем. Устойчивость экосистемы и
биосферы. Экологические катастрофы. Анализ и поиск путей решения экологических проблем
региона.
Способы охраны природы. Сокращение численности живых организмов и их видового
разнообразия. Красная Книга России. Причины возникновения экологических проблем.
Потребности человека и решение экологических проблем. Выбор путей решения экологических
проблем. Ограничение потребностей человека – один из путей решения экологических проблем.
Личный вклад каждого человека в решение проблем. Повседневная экологоориентированная
деятельность.
Человек и природа. Человек и биосфера. Естественное и антропогенное загрязнение
окружающей среды. Промышленные, сельскохозяйственные, бытовые виды загрязнения.
Экологическая безопасность. Разумные отношения человека и природы. Личный вклад каждого

человека в сохранение природы.
Тематическое планирование
1класс (33 часа)
№
п/п

Наименов
ание тем.

Содержание курса.

1

Что такое
экология?

Экология – наука о связях между
живы ми существами и окружающей
их средой, между человеком и
природой.
Организмы
и
окружающая среда.

( 2 ч.)

2

Растения и
животные
Ближайшег
о
окружения.

Формы организации
образовательной
деятельности
Тематические занятия,
образовательные
ситуационные
и
деловые игры

Виды деятельности

Знакомство с растениями и
животными родного края,
особенностями их внешнего вида,
жизни, происхождениемназваний.

Тематические занятия,
учебноисследовательская
деятельность,
наблюдения,
практи
ческие
занятия
в
ближайшем
природ
ном и социоприродном
окружении

Учебноисследовательская,
образнопознавательная,
регулятивная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация со
сверстниками
и
взрослыми

Что такое место обитания. Места
обитания знакомых растений и
животных: лес,луг, река, город. Сре
ды обитания: наземно-воздушная,
водная, почвенная.

Тематические занятия,
экскурсии,наблюдения
и практические
занятия в ближайшем
природном и
социоприродном
окружении

( 5 ч.)

3

Места
обитания и
среды
обитания
растений и
животных.

( 4 ч.)

4

Условия
существован
ия
живых
организмов.

( 5 ч.)

5

Разнообрази
е живой
природы.

( 6 ч.)

Воздух, вода. Солнце как источник
тепла и света для живых существ.
Значение природных компонентов в
жизни
растений,
животных,
человека.
Благоприятные
и
неблагоприятные
условия
существования живых организмов.
Цикличность природных процессов.
Многообразие растений: хвойные и
цветковые;
культурные
и
дикорастущие; строение растений
разных
мест
обитания.
Многообразие
животных:
насекомые, рыбы, птицы, звери;
дикие и домашние животные;
строение животных, живущих в
разных средах обитания. Природное
многообразие как ценность и как

Коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
учебная,
креативная, рефлек сивнооценочная
деятельность

Учебноисследовательская,
образно-познавательная
деятельность,
моделирование, коммуникация со
сверстниками и
взрослыми, анализ
произведений
литературы
Тематические занятия, Учебнонаблюдения в природе, исследовательская,
исследовательская
рефлексивно-оценочная
работа
деятельность,
коммуникация со
сверстниками и
взрослыми, анализ
ситуаций
Беседы, тематические
занятия,
исследовательская
работа, практические
работы

Учебная, учебноисследовательская,
игровая, образнопознавательная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками и
взрослыми, работа с
атласамиопределителями, игровые

условие, без которого невозможно
существование человека.
6

7

8

упражнения

Экологическ Экологические связи в при- родных
ие связи в сообществах (на примере разных
природе.
мест
обитания,
растений
и
животных
родного
края).
( 4 ч.)
Экологическая целостность мира (на
примере
разнообразных
экологических
связей:
между
неживой и живой природой, внутри
живой природы, между природой и
человеком).
Последствия
нарушения связей
в
природе.
Экологически
целесообразное
поведение людей в природном
окружении, экологические правила.
Способы
Причины
возникновения
охраны
экологических
проблем.
природы.
Природоохранная
деятельность
людей.
( 2 ч.)

Тематические занятия,
исследовательская
работа,
образовательные
ситуационные игры

Учебноисследовательская,
креативная,
игровая,
рефлексивнооценочная,общественно
полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация со
сверстниками
и
взрослыми

Беседы, тематические
занятия,
образовательные
ситуационные
игры,
экологические акции

Человек
природа.

Тематические занятия,
беседы,
самонаблюдения и
наблюдения за
деятельностью людей
в ближайшем
природном и
социоприродном
окружении

Рефлексивно-оценочная,
регулятивная,
обще
ственно
полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация со
сверстниками ивзрослыми
Учебноисследовательская,
проектная, рефлексивнооценочная,
регулятивная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

( 5 ч.)

и Как природа влияет на человека?
Красота природы. Что нужно
человеку для жизни. Положительное
и отрицательное влияние человека
на природу. Источники загрязнения
воздуха, воды, почвы.

Второй класс (34 часа)
№
п/п

Наименов
ание тем.

Содержание курса.

1

Что такое
экология?

Экологические знания как основа
деятельности людей по охране
природы. Экологические знания как
основа
изучения
природных
сообществ. Экология леса, луга,
почвы,
водоёмов.
Биоценоз,
экосистема.
Что растёт и кто живёт на
пришкольном участке, в парке, у
реки. Растения и животные родного
края.
Наиболее
характерные
отличительные признаки схожих
видов.

( 3 ч.)

2

Растения и
животные
ближайшег
о
окружения

( 4 ч.)

Формы организации
образовательной
деятельности
Тематические занятия,
образовательные
ситуационные,
практические работы

Виды деятельности

Тематические занятия,
экскурсии,
практические занятия в
ближайшем природном
и социоприродном
окружении,
исследовательская
работа

Учебноисследовательская,
художественнотворческая, образнопознавательная,
регулятивная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Учебная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
моделирование

3

Места
обитания и
среды
обитания
растений и
животных.

( 4 ч.)

4

Условия
существов
ания
живых
организмо
в.

( 6 ч.)

5

Разнообраз
ие живой
природы.

( 6 ч.)

6

Экологиче
ские связи
в природе.

( 4 ч.)

7

Способы
охраны
природы.

( 3 ч.)

Место Земли во Вселенной и
Солнечной системе. Строение Земли.
История развития жизни на Земле.
Ископаемыеостанки.
Места
обитания.
Составление
описания места обитания. Общие
черты
растений и животных,
живущих в одной из сред обитания:
наземно-воздушной, водной,
почвенной.
Компоненты неживой и живой
природы. Необходимые условия
существования живых организмов,
роль воздуха, воды, света, тепла в
жизни
растений,
животных,
человека. Черты приспособленности
растений,
животных.
Поведение
животных,
обеспечивающее
выживание
в
разных условиях (миграция, зимняя
спячка, гибернация и др.). Сезонные
изменения в природе. Цикличность
при- родных процессов. Причины
цикличности. Жизненный цикл
животных (детство, юность, зрелость
и старость). Продолжительность
различных жизненных стадий и
продолжительность
жизни
организмов.
Многообразие растений:
группы растений. Многообразие
животных:
группы
животных.
Грибы, их строение и питание.
Разнообразие грибов. Многообразие
растений и животных в природных
сообществах. Биоразнообразие как
основа устойчивости природных
сообществ.
Производство
растениями
питательных веществ под действием
солнечного
света.
Выявление
экологическихсвязей в природе.
Понятия «цепь питания», «пищевая
сеть». Значение знаний о пищевой
сети и экологической пирамиде для
охраны природы. Непищевые связи в
природе. Определение последствий
нарушения связей в природе. Оценка
поведения людей в природном
окружении
с
точки
зрения
экологической
целесообразности.
Составление экологических правил.
Причины
возникновения
экологических
проблем.
Природоохранная
деятельность
людей. Охраняемые природные
территории:
заповедники,
национальные парки.

Тематические занятия,
экскурсии, наблюдения
и
практические
занятия в ближайшем
природном
и
социоприродном
окружении,
фотовыставки

Учебноисследовательская,
проектная, образнопознавательная
деятельность,
коммуникация со
сверстниками и
взрослыми,
моделирование

Тематические занятия,
наблюдения в природе,
исследовательская
работа

Коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми, рефлексивнооценочная,
учебноисследовательская
деятельность

Беседы, тематические
занятия,
исследовательская
работа,
проведение
конкурсов,
фотовыставок.
практические работы

Учебноисследовательская,
креативная,
игровая
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Тематические занятия,
исследовательская
работа, мини-проекты,
дискуссионные клубы,
образовательные
ситуационные
игры,
издание листовок

Тематические
занятия,
исследовательская
работа, образовательные
ситуационные игры

Беседы, тематические
занятия,
образовательные
ситуационные
игры,
экологические акции

Рефлексивно-оценочная,
регулятивная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация со
сверстниками ивзрослыми,

изданиелистовок
8

Человек и
природа.

( 4 ч.)

Современный рельеф Земли. Горные
породы.
Положительное
и
отрицательное влияние человека на
природу.
Роль
человека
в
сохранении экосистем.

Тематические занятия,
беседы,
самонаблюдения и
наблюдения за
деятельностью людей
в ближайшем
природном и
социоприродном
окружении

Учебноисследовательская,
проектная, рефлексивнооценочная,
регулятивная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Третий класс (34 часа)
№
п/п

Наименован
ие тем.

1

Что такое
экология?

( 3 ч.)

2

Растения и
животные
ближайшего
окружения.

( 3 ч.)

3

Места
обитания и
среды
обитания
растений и
животных.

( 5 ч.)

4

Условия
существовани
я живых

Содержание курса.

Формы организации
образовательной
деятельности
Экологические знания как основа Тематические занятия,
деятельности людей по охране исследовательская
природы. Биоценоз, экосистема, работа
биосфера. Биосфера как самая
крупная
экосистема
Земли.
Экосистемыродного края.
Флора и фауна Земли. Влияние
растений
и
животных
на
компоненты живой и неживой
природы,
хозяйственную
деятельность
человека
(разрушение
горных пород
растениями, защита растениями
почвы от эрозии, вредители
с ельскохозяйственных растений
и др.).

Тематические занятия,
экскурсии,
практические занятия
в ближайшем природном и социоприродном окружении, проведение акций, конкурсов

История развития жизни на
Земле. Периодизация развития
жизни.
Продолжительность
формирования
биосферы.
Специфика наземно- воздушной,
водной, почвенной сред обитания.
Соотнесение
растений
и
животных
с определёнными местами и
средами обиания, экосистемами.
Взаимосвязи между строением
растений, животных, грибов и
особенностями среды, в которой
они
обитают.
Определение
особенностей
строения
организмов,обеспечивающих
адаптацию к среде. Биотические и
абиотические факторы среды
обитания.
Компоненты неживой и живой
природы. Необходимые условия
существования
живых

Тематические занятия,
экскурсии, наблюдения
и
практические
занятия в ближайшем
природном
и
социоприродном
окружении,
фотовыставки

Виды деятельности
Учебноисследовательская,
игровая, рефлексивнооценочная
деятельность,коммуникация со сверстниками
и взрослыми
Учебноисследовательская,
образнопознавательная,
художественнотворческая,
регулятивная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация со
сверстниками и
взрослы-ми
Учебноисследовательская,
проектная, образнопознавательная
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми,
моделирование

Тематические занятия, Учебнонаблюдения в природе, исследовательская,
исследовательская
рефлексивно-оценочная

организмов.

( 6 ч.)

5

Разнообразие
живой
природы.

( 6 ч.)

6

Экологически
е связив
природе.

( 4 ч.)

7

Способы
охраны
природы.

( 3 ч.)

8

Человек и
природа.

( 4 ч.)

организмов, роль воздуха, воды,
света, тепла в жизни растений,
животных,
человека.
Черты
приспособленности
растений,
животных. Сезонные изменения
в
природе.
Цикличность
природных
процессов.
Круговорот веществ в природе.
Круговороты
как
механизм
жизнеобеспечения
планеты
Земля.
Многообразие растений:
группы растений. Многообразие
животных: группы животных.
Разнообразие внешнего строения
растений,
животных внутри
групп.
Разнообразие черт
приспособленности растений и
животных к жизни в различных
средах
обитания,
условиям
жизни.
Защитные
приспособления у растений и
животных
как
проявление
тесной
связи
организмов
с
окружающей их
средой.
Биоразнообразие
как основа
устойчивости
природных
сообществ.
. Пища для растений и животных
как источник
энергии для
жизнедеятельности,
роста
и
развития. Особенности питания
животных, группы животных по
типу питания. Роль живых
организмов в пищевой цепи.
Моделирование
простых
пищевых цепей для знакомых
экосистем.
Экологическая
пирами-да. Конкуренция в
экосистемах.

работа, дискуссионные деятельность,
клубы
коммуникация со
сверстниками и
взрослыми

Причины возникновения экологических проблем. Способы
решения экологических проблем
(на
примере проблем
загрязнения
воды,
воздуха,
накопления
мусора).
Повседневная
экологоориентированная
деятельность

Беседы, тематические
занятия,
образовательные
ситуационные игры, виртуальные путешествия,
экологические акции,
экологические
праздники

Эволюция человека, его место
среди других живых организмов.
Адаптация человека к среде
обитания.
Преобразование
человеком природной среды:
естественные и искусственные

Тематические занятия,
беседы,
самонаблюдения
и
наблюдения за
деятельностью людей в
ближайшем

Беседы, тематические
занятия,
исследовательская работа,
проведение
конкурсов, фотовыставок

Учебноисследовательская,
креативная деятельность,
коммуникация со
сверстниками и
взрослыми

Тематические занятия,
исследовательская
работа,
образовательные
ситуационные игры,
издание листовок

Учебноисследовательская,
проектная,
художе
ственно-творческая,
креативная, игровая,
рефлексивно-оценочная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,коммуникац
ия со сверстниками и
взрослыми (проблемноценностное и досуговое
общение),моделирование
Учебная,
игровая,
рефлексивно-оценочная,
регулятивная,
общественно
полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками и взрослыми,
труд в быту и в природе,
анализ ситуаций
Учебноисследовательская,
проектная,
рефлек
сивно-оценочная,
регулятивная
деятельность,
комму-

биоценозы. Город – место
обитания человека. Человек и
экологические
проблемы.
Потребности
человека.
Что
нужно человеку для жизни.
Воздействие
человека
на
окружающий мир. Природа как
природный
ресурс.
Классификация
природных
ресурсов. Полезные ископае-мые.
Человек
как
основной
преобразующий фактор природы, нарушение связей в природе
в
результате
человеческой
деятельности.
Естественный
круго- ворот веществ и искусственные материалы.

природном и
социоприродном
окружении, проекты,
издание экологических
азбук, акции

никация
со
сверстниками и взрослыми

Четвёртый класс (34 часа)
№
п/п

Наименован
ие тем.

Содержание курса.

1

Что такое
экология?

Экология.
Локальные
и
глобальные
экологические
проблемы.
Классификация
экологических
проблем.
Экологические
проблемы
родного края
и пути их решения.

( 3 ч.)

2

Растения и
животные
ближайшего
окружения.

( 3 ч.)

3

Места
обитания и
среды
обитания
растений и
животных.

( 5 ч.)

4

Условия
существовани
я живых
организмов.

( 6 ч.)

Формы организации
образовательной
деятельности
Тематические занятия,
исследовательская
работа, дискуссионные
клубы,
образовательные
ситуационные игры

Виды деятельности

Учебноисследовательская,
игровая, рефлексивнооценочная деятельность,
коммуникация со
сверстниками и
взрослыми,
моделирование
Черты
приспособленности Тематические занятия, Учебнорастений
и
животных
к наблюдения,
исследовательская
взаимодействию с биотическими исследовательская
деятельность,
и
работа, экологические коммуникация
со
абиотическими факторами. Роль форумы, проведение сверстниками
и
определённых
организмов
в конкурсов
взрослыми,
круговороте веществ
моделирование
в экосистеме.
Экологические
проблемы, Тематические занятия, Учебносвязанные с деятельностью чело- исследовательская
исследовательская
века по изменению места и среды работа,
деятельность,
обитания растений и животных: образовательные
коммуникация
со
деградация и разрушение почв в ситуационные игры, сверстниками
и
условиях города, в результате издание листовок
взрослыми
сельхозработ,
отчуждение
почв; вырубка
лесов; загрязнениеводоёмов;
опустынивание земель. Охрана
почв,
водоёмов,
лесов,
лугов.
Цикличность
природных Тематические занятия, Учебнопроцессов. Круговороты веществ исследовательская
исследовательская,
в
природе. Приспособление работа, экологические рефлексивноживых организмов к
форумы
оценочная, проектная
изменяющимся условиям.
деятельность,
коммуникация со
сверстниками и

взрослыми, анализ
ситуаций
Разнообразие
живой
природы.

5

( 6 ч.)

Экологически
е связи в
природе.

6

( 4 ч.)

Способы
охраны
природы.

7

( 3 ч.)

Человек и
природа.

8

( 4 ч.)

Флора и фауна Земли. Причины и
значение видового разнообразия
организмов.
Разнообразные
черты
приспособленности
растений и животных к жизни в
различных средах
обитания,
условиям
жизни.
Биоразнообразие как основа
устойчивости
природных
сообществ.
Глобальный характер
экологических проблем
современности (парниковый
эффект, вырубка
экваториальных лесов,
загрязнение вод Мирового
океана). Связь глобальных и
локальныхэкологических
проблем. Устойчивость
экосистемы и биосферы.
Экологические катастрофы.
Анализ и поиск путей решения
экологических проблем региона.
Сокращение численности живых
организмов и их видового
разнообразия. Красная Книга
России. Причины возникновения
экологических
проблем.
Потребности
человека
и
решение
экологических
проблем. Выбор путей решения
экологических
проблем.
Ограничение
потребностей
человека – один из путей
решения экологических проблем.
Личный вклад каждого человека
в
решение
проблем.
Повседневная
экологоориентированная деятельность.
Человек
и
биосфера.
Естественное и антропогенное
загрязнение окружающей среды.
Промышленные, сельскохозяйственные,
бытовые
виды
загрязнения.
Экологическая
безопасность.
Разумные
отношения человека
и природы. Личный вклад
каждого человека в
сохранение природы.

Тематические занятия,
исследовательская
работа,
образовательные
ситуационные игры,
издание брошюр

Учебноисследовательская,
рефлексивно-оценочная
креативная, игровая
деятельность,
коммуникация со
сверстниками и
взрослыми

Тематические занятия,
исследовательская
работа, практические
занятия в ближайшем
природном окружении,
игры-дебаты,
дискуссионные клубы

Учебноисследовательская,
проектная, креативная,
игровая, рефлексивно-оценочная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми.

Проекты,
конкурсы
экологических
проектов,
практические занятия в
ближайшем природном
окружении

Проектная, креативная,
игровая, рефлексивно-оценочная,
общественно полезная
(природоохранная)
деятельность,
коммуникация
со
сверстниками
и
взрослыми

Тематические занятия,
исследовательская
работа,
конкурсы
экологической
направленности,
деловые игры, издание
буклетов

Учебноисследовательская,
креативная, игровая,
рефлексивно-оценочная,
регулятивная
деятельность, коммуникация со сверстниками и
взрослыми

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование
учебных пособий2:
«Азбука экологии» с 1 по 4 класс:
Данные учебные пособия приобретаются и используются образовательной организацией при наличии
финансирования.
2

- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 1 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В., Харитонова И.Г. Естествознание. Азбука экологии. 4 класс.
Учебник для общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
и/или
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 1 класс. Электронная форма учебника
для общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 2 класс. Электронная
форма учебника для общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 3 класс. Электронная форма учебника
для общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 4 класс. Электронная форма учебника
для общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Естествознание. Методическое пособие для учителей к завершённой предметной линии
учебников Т. В. Шпотовой и др. «Естествознание. Азбука экологии. 1 класс», «Естествознание.
Азбука экологии. 2 класс», «Естествознание. Азбука экологии. 3 класс», «Естествознание.
Азбука экологии.4 класс».
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для учащихся начальных
классов.
- Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для
учащихся начальных классов.
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Электронные учебно-методические материалы:
https://educont.ru/
https://uchi.ru
https://resh.edu.ru/subject/
https://rus4-vpr.sdamgia.ru/
https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».