6. НОО Музыка
Рабочая программа составлена на
основе требований ФГОС НОО, соответствует Федеральной рабочей программе по
учебному предмету «Музыа» а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Обеспечена УМК
«Школа России».
Музыка является неотъемлемой частью
культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка
для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения
и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и
общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе
наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка
кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства
является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального
языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития
музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство
обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры
(знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические
потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний,
отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Свойственная музыкальному
восприятию идентификация с лирическим героем произведения является уникальным
психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося
опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы
по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие
качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе
традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных
направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта
обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения
музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности
в целом.
Особая роль в организации
музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам
деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и
методов, внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр
и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на
освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных
принципов.
Основная цель программы по музыке – воспитание
музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный
опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов,
идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление,
воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества
и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация
осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей,
обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с
произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как
универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
формирование творческих
способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего
образования:
формирование
эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасноев жизни и в искусстве;
формирование позитивного взгляда на
окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой
через доступные формы музицирования;
формирование культуры осознанного
восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания;
развитие эмоционального интеллекта
в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными
действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
овладение предметными умениями и
навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в
искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на
музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции,
аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец,
двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты;
изучение закономерностей
музыкального искусства: интонационнаяи жанровая природа музыки, основные
выразительные средства, элементы музыкального языка;
воспитание уважения к культурному
наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной
музыкальной культуры;
расширение кругозора, воспитание
любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов,
этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран,
культур, времён и народов.
Программа по музыке составлена на
основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных
тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью
модулями (тематическими линиями):
инвариантные:
модуль № 1 «Народная музыка
России»;
модуль № 2 «Классическая музыка»;
модуль № 3 «Музыка в жизни
человека»
вариативные:
модуль № 4 «Музыка народов мира»;
модуль № 5 «Духовная музыка»;
модуль № 6 «Музыка театра и кино»;
модуль № 7 «Современная музыкальная
культура»;
модуль № 8 «Музыкальная грамота»
Каждый модуль состоит из нескольких
тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков,
перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная
компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды
деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров,
музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими
проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы,
увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных
эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной
организации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения
музыки ‑ 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в
неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
При разработке рабочей программы по
музыке образовательная организация вправе использовать возможности сетевого
взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования
детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры,
музеи, творческие союзы).
Освоение программы по музыке
предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в
музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том
числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как
«Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы
религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие.